Ст. 102 ЗК РФ. Земли водного фонда. Категории, использование и охрана земель водного фонда

Структура водного фонда

При рассмотрении земель водного фонда необходимо несколько слов сказать о водных объектах. Что подразумевается под этим термином? Водный объект является основным элементом водного фонда. Это скопление поверхностных вод в границах некоторого рельефа местности или подземных вод в любых недрах, обладающих качествами водного режима.

В любой объект, кроме участков, занятых водой, включаются водоохранные и береговые зоны, подстилающие породы и т. д. Вот почему земли водного фонда — это не просто реки, моря!

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В земли водного фонда РФ входят все водные объекты, размещенные на территории государства, что устанавливается статьей 7 ВК РФ. Они включают поверхностные воды, подземные и термальные воды, ледники и снежный покров, территориальные и морские воды. Рассмотрим структуру земель водного фонда РФ.

Как видно из диаграммы, самый большой размер занимают морские и территориальные воды. Они составляют 93,4%. Наименьшую площадь охватывают поверхностные воды — 0.4%. А между тем, именно эти объекты представляют особую ценность. К ним относятся реки, озёра и другие источники пресной воды.

Правила перевода и изъятиягидроучастков из фонда

Ст. 102 ЗК РФ. Земли водного фонда. Категории, использование и охрана земель водного фонда

Правовой режим участков земли, которые относятся к водному фонду, устанавливается с обязательным учетом того, чтобы максимальное количество объектов находилось в собственности у государства. Это значит, что частные лица, организации и муниципалитет могут получать во владение только небольшую часть водоема или пруд, соответственно, с прилегающей к нему территорией.

В соответствии с ФЗ №172, участок земли, документально находящийся во владении у негосударственных субъектов, может быть законным путем изъят и переведен в другую категорию собственности. Например, если земля официально не была отнесена к водному фонду, то она может быть на законных основаниях причислена к нему и изъята по первому требованию государства.

Юридическое значение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности. Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.
Предлагаем ознакомиться:  Если нет свидетельство о праве собственности на землю а на дом нет

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Специфика ВК РФ заключается в территориях земли и воды этого фонда, а также их эксплуатации, собственности и охраны. Как выяснилось ранее, земли водного фонда могут находиться во владении физических лиц, организаций и муниципалитета. Причем нередко эти зоны нуждаются в хорошей охране, особенно это касается водоисточников для хознужд и питья. На таких объектах обеспечивается специальный правовой режим эксплуатации.

Охраняемой территорией воды признаны зоны, присоединяемые к водным объектам, на которых действует специальный режим охраны, согласно ВК РФ.

Этот статус приписывается для сохранения территории в соответствующем состоянии, то есть согласно всем экологическим нормам.

Для охраняемых территорий устанавливаются защита со стороны прибрежной зоны с запретом на деление участков земли, вырубку деревьев, использование грунтов, возведение ферм.

Правовое положение земель устанавливается порядком учёта, организации, мониторинга, а также охраны земельных ресурсов, который регулируется действующим законодательством РФ. Земли водного фонда включают площади, занятые водными объектами, а также участки, на которых размещаются различные сооружения для их обслуживания.

Другими словами, правовой режим земель водного фонда характеризуется порядком учёта, организации и охраны водных ресурсов, который регулируется Водным законодательством РФ. К важным актам относятся ЗК РФ, ВК РФ, ФЗ №69, ФК №141.

Принципы смены категории участков водного фонда

При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда.

ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников.  Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.

Кроме того, важно учесть, что иметь право собственности на участок земли невозможно в случаи отсутствия документально подтверждающих прав. Ведь если государством изымается земля, то автоматически забирается и водная территория.

Право владения на участки земли водного фонда можно получить физлицу, муниципалитету, организациям, если объект:

  1. Обладает обособленной территорией, имеющей замкнутые границы.
  2. Имеет небольшой размер.
  3. Не обладает протоками.
  4. Никак не связан с другими водоемами.

В свою очередь, к территориям водного фонда, которые не подлежат передаче в собственность третьим лицам, относятся участки:

  • находящиеся на территории сразу нескольких регионов РФ;
  • отвечающие за потребности федерального назначения;
  • на которых обитают редчайшие разновидности рыб;
  • расположенные на границах морей;
  • относящиеся к курортам, специально охраняемым зонам, лечебно-оздоровительным комплексам федерального назначения.

Государственный земельный кадастр РФ (ГЗК) занимается учётом и регистрацией водных объектов. Что обозначает категория земель водного фонда? Согласно ст.7 ЗК РФ, все земельные ресурсы по целевому назначению подразделяются на отдельные части, которые считаются категориями. Выделяют семь основных категорий. Рассмотрим распределение земель РФ по категориям.

Как видно из диаграммы, земли водного фонда составляют 1.6%. Этот фонд, согласно ст. 102 ЗК РФ, включает следующие элементы:

  1. Поверхностные воды.

  2. Площади, переданные под разные сооружения, которые обслуживают водные объекты.

Предлагаем ознакомиться:  Как получить денежную компенсацию за земельный участок и землю многодетным семьям

Все существующие водные объекты РФ подвергаются кадастровому учёту и регистрации в специальном реестре сведений, согласно ст. 79 ВК РФ. Этими процедурами занимается Государственный водный кадастр (ГВК). Фонд находится под защитой и охраной государства.

ГВК является информационным, систематизированным реестром сведений, который содержит всю информацию о водных ресурсах РФ, об основных водопотребителях и водопользователях. ГВК ведётся по единой системе на основе данных учёта.

Водное законодательство

Основным документом действующего законодательства считается ВК РФ, в котором содержится информация о водных объектах. ВК РФ определяет форму права земель водного фонда, устанавливает порядок организации и охраны водных ресурсов, назначает меры пресечения за нарушение Водного законодательства.

Важными документами считаются ФЗ №369 и ФЗ №141, в которых вносятся изменения в ЗК РФ. Кроме того, существует много нормативных актов, указов, регулирующих организацию земель водного фонда.

Охрана

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В XXI веке во всём мире большое значение приобрела охрана окружающей среды. Охрану земель устанавливает ЗК РФ. В последнее время широкое распространение получила охрана водных ресурсов, которая регулируется ВК РФ, ФЗ №242, 257, 282 и другими актами.

Водное законодательство осуществляет контроль водных объектов со стороны субъектов РФ, государственных организаций, органов местного самоуправления; устанавливает перечень объектов, подлежащих надзору; определяет меры по исчислению вреда, причинённого водному хозяйству.

Регулируется порядок оптимального воздействия на любой объект. Определены нормативные показатели качества воды. Применяются новые безвредные промышленные технологии.

Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.

Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам. Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники. При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.

ВК РФ определяет основные моменты охраняемых гидроучастков с установкой специального правового режима. На каждой такой зоне воды производятся работы, которые связаны с сохранением ресурсов и проведением их очистки. По этой причине на строго охраняемых гидроучастках водного фонда запрещены:

  • Эксплуатация слива для водоснабжения земель.
  • Созданиехозбытпромстоков, отстойников, мест захоронений, отходников и т. д.
  • Осуществление опыления вредными веществами и составами.
  • Организация нерегулируемого движения автомобилей, парковок без специального созданного места.
  • Размещение ГСМ, осуществление помывки и ремонтных работ ТС.
  • Противозаконные добыча, хранение и эксплуатация полезных ископаемых.
  • Противозаконное создание и эксплуатация сооружений, относящихся к водному пути, судостроительных учреждений.
  • Организация пищеотходников и свалок.
  • Ведение некоторых разновидностей хоздеятельности.

Однако, участки земель, относящиеся к водному фонду, разрешено по закону эксплуатировать для проектирования с последующей постройкой и использованием под разрешенный вид хоздеятельности. Это возможно только в случае, если строящееся здание будет снабжено специальным оборудованием:

  • Централизованнымиканализационными ответвлениями.
  • Системами водоотводов.
  • Техническими возможностями для полноценной уборки отходов и фильтрации воды из стока.

Кадастровый учёт

Все земли водного фонда РФ подвергаются кадастровому учёту независимо от формы права и целевого назначения. Учётом занимаются ГЗК И ГВК. ГЗК осуществляет учёт по категориям. (Распределение земель по категориям рассматривается выше).

Кадастровому учёту подлежат все объекты, постоянно занятые водой. Из внимания исключаются временные объекты, которые появляются в результате выпадения осадков или действия ледников. Данные учёта используются для регистрации объектов в реестре сведений, для составления различных статистических отчётов и т. д.

Правовая форма

Земли водного фонда РФ предоставляются в собственность и пользование согласно действующему Водному законодательству. Все объекты передаются в собственность и пользование субъектам РФ, муниципальным и государственным организациям, физическим и юридическим лицам согласно ст. 24,25 ВК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Нарушение прав собственности на землю примеры

Все субъекты РФ перечислены Конституцией РФ. ВК РФ устанавливает порядок передачи субъектов в собственность и пользование, регулирует заключение договора водопользования, определяет размер оплаты за использование объекта и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.

Земли водного фонда

Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:

  • при формировании участка с особо охраняемой зоной;
  • при расширении площади городов и поселков;
  • при переносе федеральных или муниципальных объектов;
  • при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.

Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:

  • изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
  • земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
  • земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
  • территории, перемещенные в резерв.

Организация водного фонда

Рациональное использование земель водного фонда РФ — это одна из основных проблем XXI в. В последнее время появилось много перспектив для её решения. Рассмотрим организацию водного фонда РФ.

Водные ресурсы расходуются для сельскохозяйственных нужд, коммунально-бытовых, для нужд промышленности, транспорта, отдыха и спорта. Как видно из диаграммы, самым большим водопотребителем считается тепловая и атомная энергетика. Ими используется 49% расходуемых запасов.

Законодательство устанавливает порядок резервирования источников коммунально-бытового водоснабжения, регулирует применение объектов для нужд транспорта, определяет правила использования объектов для спорта и отдыха. Выполняется водохозяйственное и гидротехническое районирование территории РФ.

Мониторинг

В последнее время огромное внимание уделяется мониторингу земель водного фонда. Это связано с ростом промышленного производства, сокращением запасов питьевой воды. Потребности человека в водных ресурсах растут; реки, моря и другие объекты загрязняются, осушаются, исчезают.

Мониторинг земель водного фонда осуществляет надзор за состоянием объектов; позволяет выявить загрязнённые и нарушенные земли водного хозяйства; своевременно планировать природоохранные и водоохранные мероприятия.

Меры пресечения

Лица, нарушившие водное законодательство подлежат материальной, административной, уголовной ответственности, если их вина будет доказана. Вред, причинённый водным объектам, должен быть возмещён в добровольном и судебном порядке, согласно ст. 68, 69 ВК РФ и другим актам.

Ст. 102 ЗК РФ. Земли водного фонда. Категории, использование и охрана земель водного фонда

Например, материальная ответственность за факт загрязнения водного объекта, составляет:

  • Для физических лиц — до 20 базовых величин.

  • Для юридических лиц — до 500 базовых величин.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В XXI веке сделано многое для рациональной организации и охраны земель водного хозяйства. Проводятся различные водоохранные мероприятия, выдаются специальные нормативные акты, контролирующие восстановление, возобновление и функционирование водных объектов. Определены меры пресечения за нарушение Водного законодательства. И программа по эффективному использованию и мониторингу земель водного хозяйства будет совершенствоваться в дальнейшем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector