Как списать движимое имущество с баланса

Оформляем документы на ликвидацию

Итак, устаревшая недвижимость напрасно занимает место и не приносит должного дохода. Ее снос вызывает сложности не столько с учетно-бухгалтерской точки зрения, сколько с точки зрения организационно-согласовательной. Ведь снос зданий — это не разбор шкафа в офисе.

Прежде всего организация должна зафиксировать на бумаге свое решение о ликвидации недвижимости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyde

По правилам, установленным для ликвидации основных средств, надо создать ликвидационную комиссиюп. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания). Для этого руководитель должен подписать приказ о ее назначении.

Также в комиссию целесообразно включить представителей технической (или инженерной) службы.

Цель работы комиссии — оценить, нужно ли сносить здание или нетп. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания). Само это решение, а также его обоснование комиссия должна отразить в акте на списание объекта основных средств по форме № ОС-4утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Часто бывает, что руководитель (он же единоличный собственник) самостоятельно принимает решение о сносе здания. В этом случае создавать комиссию нет смысла. Но акт на списание объекта основных средств вам все равно лучше сделать. Поскольку форма№ ОС-4 — унифицированная. И чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции — «как надо».

Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете. Ведь он (по пока еще действующим правилам) является обязательным документом, подтверждающим сам факт сноса здания.

Из авторитетных источников

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна

Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

По действующему законодательству первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете»п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для случаев ликвидации объекта ОС в альбомах унифицированных форм содержится форма первичного учетного документа — форма № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Следовательно, при списании основного средства (здания) надо оформить именно акт по форме № ОС-4, который должен быть подписан членами ликвидационной комиссии.

На мой взгляд, самостоятельно составленный организацией документ (полностью заменяющий собой акт по форме № ОС-4) не должен быть принят к учету в качестве первичного документа.

Как списать движимое имущество с баланса

Итак, акт ОС-4 вам понадобится. Но будьте готовы к сложностям с его заполнением, поскольку форма этого акта не учитывает всех нюансов ликвидации недвижимости: она предназначена для списания различных основных средств.

Если решение о ликвидации выносит комиссия, а руководитель утверждает его, то, чтобы заполнить этот акт достоверно, придется вносить в него дополнительные реквизиты. Поскольку в нем надо отразить, помимо самого принятого решения о ликвидации, еще и ее результаты. Ведь ликвидировать недвижимость за 5 минут просто невозможно.

В этом случае понадобятся как минимум разные строки для дат подписания первых двух разделов акта (составляемых до ликвидации) и третьего его раздела. Третий раздел называется «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания», и составить его должна бухгалтерия по результатам ликвидации.

Но можно пойти и по другому пути. К примеру, можно составить отдельный приказ руководителя, утверждающий решение о сносе здания. А акт ОС-4 бухгалтерия составит исключительно для отражения в учете результатов сноса. Но даже в этом случае не отменяется требование о подписании данного акта ликвидационной комиссией и утверждения его руководителем.

Поиск ответов на вопросы, как же правильно заполнять акт ОС-4 при сносе недвижимости, осложняется тем, что ни Минфин, ни Росстат, ни какое-либо другое ведомство в настоящее время не могут разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов. Также они не имеют полномочий давать разъяснения по их применениюПисьмо Минфина России от 14.10.2010 № 03-04-05/8-622. А между тем жесткая привязка Закона о бухучете к этим унифицированным формам сохраняется.

Чтобы прояснить непростую ситуацию, сложившуюся с оформлением ликвидации недвижимости в бухучете (в частности, с заполнением акта ОС-4), мы обратились в Минфин.

Из авторитетных источников

СУХАРЕВ Игорь Робертович

СУХАРЕВ Игорь Робертович

Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Унифицированные формы первичных документов — это уже отжившее явление. Государственная функция по утверждению таких форм и установлению требований к их заполнению признана избыточной. Нет госоргана, в компетенцию которого она бы входила. В законопроекте о бухучете, который сейчас рассматривается в Думе, не предусматриваются какие-либо типовые формы документов, там есть только требования к реквизитам.

Так что вопрос о том, какие дополнительные документы (помимо акта ОС-4) нужно составлять при ликвидации недвижимости, остается на усмотрение организации. Конечно, в каждом самостоятельно разработанном документе должны быть необходимые реквизиты и он действительно должен подтверждать свершившийся факт хозяйственной жизни.

Итак, какой бы вариант оформления документов (в том числе и акта ОС-4) вы ни выбрали, главное, чтобы из них было понятно, что и когда происходило. Поскольку эти даты могут понадобиться, в числе прочего, и для отражения операций в учете (о чем мы дальше подробно поговорим).

Для получения разрешения на работы по ликвидации недвижимости организациям, как правило, приходится обращаться в местную администрацию с целым пакетом документов.

Согласования разрешений на снос ценных зданий, расположенных в исторической части города, более сложные.

Кроме того, при сносе здания необходимо согласовать с московскими чиновниками и процесс утилизации и переработки строительного мусорапп. 2.3.12, 2.3.13 Правил… утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП.

Также до начала работ в Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы надо получить ордер на их производство. И для получения каждой бумажки понадобится целый пакет документов.

А чтобы простимулировать собственников в собирании этих документов и заинтересовать их в получении согласований, за самовольный снос зданий в Москве предусмотрен административный штрафст. 7.4. Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»:

  • для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб.;
  • для организаций — от 200 000 до 300 000 руб.

Как списать движимое имущество с баланса

Другой пример: Горно-Алтайск. Разрешение на снос здания в этом городе выдает Управление архитектуры и градостроительствапп. 15.2., 15.3. Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утв. Решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 № 29-3. И конечно, для получения такого разрешения тоже надо представить ряд документов (по перечню, установленному Правилами землепользования).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsde

Во многих городах подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на определенный отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т. д.).

Предлагаем ознакомиться:  Возмещение материального ущерба

Поэтому четкий перечень нужных именно вам документов для согласования сноса своего здания надо узнавать в местной администрации.

По завершении сноса или демонтажа недвижимости, как мы уже говорили, заполняем раздел 3 акта по форме № ОС-4. Кроме того, совсем нелишним будет приложить к этому акту копию документа службы технической инвентаризации (справки БТИ о сносе и о снятии с кадастрового учета)п. 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета… утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921.

Также надо проставить в инвентарной карточке по форме № ОС-6утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 отметку о выбытии объекта основных средствп. 80 Методических указаний.

Заключительным этапом в документировании сноса здания будет оформление прекращения права собственности на недвижимость, которое надо обязательно регистрироватьст. 235 ГК РФ. Ведь только когда в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет сделана запись о прекращении права собственности на недвижимость, организация перестанет быть собственником этой недвижимостипп. 1, 3 ст.

Учитываем расходы, связанные с ликвидацией недвижимости, и НДС по ним

При отражении в учете ликвидации недвижимости, прежде всего, надо разобраться с тем, куда и когда мы спишем ее остаточную стоимость (конечно, если недвижимость не была полностью самортизирована). И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть несколько интересных моментов, которые надо рассмотреть подробнее.

СИТУАЦИЯ 1.Сносим здание и не планируем ничего строить в ближайшем будущем.

В налоговом учете признание остаточной стоимости в расходах зависит от метода начисления амортизации:

  • прекратить начисление амортизации при линейном методе вы должны с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство выбыло из состава амортизируемого имущества по любым основаниям (либо его стоимость полностью списана)п. 5 ст. 259.1 НК РФ. Значит, нельзя амортизировать здание, которое вы не используете и больше не планируете использовать в своей деятельности (даже если оно еще не снесено);
  • остаточную стоимость ликвидированной недвижимости надо полностью учесть в составе внереализационных расходовп. 5 ст. 259.1, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592. Сделать это надо уже после сноса зданияПисьма Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/2/27, от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592, от 19.09.2007 № 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 № 03-03-04/1/27 и отражения его результатов в акте по форме № ОС-4. Правильность такого подхода нам подтвердили в Минфине.

Из авторитетных источников

Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения доходап. 1 ст. 256 НК РФ. А начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниямп. 5 ст. 259.1 НК РФ. Таким образом, амортизация прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств перестал использоваться в деятельности организации. При этом непосредственно снос здания может быть сделан позже.

Учесть в составе налоговых расходов остаточную стоимость снесенного здания можно только на основании полностью оформленного акта по форме № ОС-4, поскольку (как мы уже разобрались) именно он является обязательным первичным документом, необходимым для оформления данной операцииподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна
Минфин России

На всякий случай помните, что:

СИТУАЦИЯ 2.Сносим здание для новой стройки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightde

На этот вопрос уже дал ответ Минфин: учитывать расходы на демонтаж и ликвидацию в составе капитальных вложений в новое строительство оснований нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учетеПисьмо Минфина России от 11.09.2009 № 03-05-05-01/55; п. 31 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н; подп. 8 п. 1 ст. 265, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Но этот ответ касается сноса для планируемого (в неопределенном будущем) строительства.

Как списать движимое имущество с баланса

А вот будут ли какие-то особенности, когда снос здания — отдельный этап работ при новом строительстве? Ведь в этом случае расходы на снос здания, как правило, отражены в смете строительных работ. Специалисты финансового ведомства считают так.

Из авторитетных источников

В случае, когда расходы на снос здания учтены в смете на новое строительство, возможны две различные ситуации. Все зависит от того, откуда взялось здание, которое было снесено.

Ситуация 1. Организация купила или взяла в долгосрочную аренду земельный участок с ветхим зданием для того, чтобы строить новый объект. Это ветхое здание не нужно, его приобрели как нагрузку, а не как благо. В этом случае все затраты на его снос включаются в стоимость нового объекта недвижимости. Если организация покупала земельный участок — то в стоимость земельного участка.

Ситуация 2. Снесенное здание было ранее основным средством у самой организации. Тогда и остаточная стоимость, и затраты на снос надо отнести на текущие расходы.

Логика такая: надо смотреть, с каким доходом связаны те или иные затраты. В первом случае затраты организации сделаны ради будущих доходов. А во второй ситуации доходы от использования здания уже были получены в прошлом.

СУХАРЕВ Игорь Робертович
Минфин России

Поскольку мы рассматриваем случай, когда организация ликвидирует здание, которое было у нее на балансе учтено как основное средство, то расходы на его снос и остаточную стоимость надо учесть в качестве самостоятельных расходов независимо от того, будет ли на его месте что-то построено или нет.

Остаточную стоимость снесенной недвижимости можно полностью учесть в прочих расходах (на счете 91-2 «Прочие расходы»)пункт 4, п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н. С этим все ясно (и, как мы уже выяснили, совершенно неважно, планируете ли вы что-то строить на месте своего старого здания или нет).

Вопрос — когда это можно и нужно сделать? И он особенно важен потому, что от бухгалтерской стоимости основных средств зависит налог на имуществоп. 1 ст. 374 НК РФ. Если вы спишете недвижимость раньше, чем нужно, проверяющие доначислят налог на имущество и пени. До недавнего времени (а точнее — до внесения поправок в правила бухучета, действующих с 01.01.

2011, о которых мы рассказывали вам в , 2011, № 7) Минфин настаивал на том, что недвижимость нельзя списать с баланса до тех пор, пока организация не зарегистрировала утрату ею права собственности на эту недвижимостьПисьмо Минфина России от 28.01.2010 № 03-05-05-01/02. И контролирующие органы требовали уплаты налога на имущество до этого момента.

Но бухгалтерский учет недвижимости никак не зависит от государственной регистрации перехода (прекращения) права собственности на нее. С этим уже согласен и МинфинПисьмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20 (подробнее об этом — на с. 5 , 2011, № 8).

Как списать движимое имущество с баланса

Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства.

Из авторитетных источников

Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации. И получается, что не всегда это можно подтвердить датой акта о списании по форме № ОС-4. Ведь если решение о ликвидации здания принято, когда сотрудники еще работают в нем (оно используется), то это еще не списание. Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу. Или еще какой-то документ, из которого содержательно следует, что с этой даты эксплуатация объекта прекращена и дальше предполагается его снос. При этом даже не важно, когда его фактически снесут. К примеру, пока нет денег на снос. Главное, что здание не приносит экономической выгоды и мы не можем его использовать.

Предлагаем ознакомиться:  Возврат некачественной стеклокерамической плиты

СУХАРЕВ Игорь Робертович
Минфин России

Значит, недвижимость можно и нужно списать с бухгалтерского учета в качестве ОС в тот момент, когда стало ясно, что она не может принести вам экономической выгоды — то есть вы ее уже не используете и не планируете использовать в дальнейшем. И этот момент уж точно не зависит от государственной регистрации прекращения права собственности на эту недвижимость.

Если решение о сносе здания принято вашей организацией одновременно с решением о прекращении его использования (и организация действительно перестала пользоваться зданием), то дату списания здания с учета определить несложно. Это будет дата принятия решения о сносе. Если вы не планируете сносить здание сразу, то в бухучете целесообразно отразить его условную оценку на забалансовом счете. А списать здание с забалансового учета можно будет после его сноса.

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:

  • прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
  • на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).

Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на бо´л­ьший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevde

СИТУАЦИЯ 1.Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию до 01.01.2001.

Поскольку мы рассматриваем ликвидацию недвижимости, то весьма вероятно, что речь идет о неких устаревших (морально или физически) строениях. И не исключено, что они приобретены вами довольно давно. Если это произошло до 2001 г., то у вас вообще нет обязанности восстанавливать НДС. По правилам Налогового кодекса восстанавливать надо только тот налог, который был принят к вычету по правилам этого же Налогового кодекса (гл. 21 НК РФ)п. 3 ст. 170 НК РФ.

Проведение процедуры

Назначается специальная комиссия, в которую входят бухгалтер, руководитель и несколько сотрудников. Они визуально осматривают имущество и делают заключение, что оно подлежит списанию. Далее составляется акт списания, образец которого можно увидеть здесь. Решение о списании принимается исходя из следующих принципов:

  1. Сведения, на основании которых принималось решения, должны быть достоверными и прозрачными.
  2. Следует рассматривать все возможности, чтобы оставить имущество и осуществлять списание только при крайней необходимости.
  3. Максимальная выгода и польза от списания для предприятия.

Приказ о списании должен написать сам руководитель. Для этого используется форма акта № ОС-4, которая заполняется в двух экземплярах. Члены комиссии ее подписывают, а директор в конце утверждает. Один экземпляр отдается главному бухгалтеру предприятия, а второй – человеку, назначенному ответственным за сохранность имущества.

Списание имущества с баланса предприятия должно происходить только в крайнем случае, как вынужденная мера. При этом нужно создать компетентную комиссию, которая сможет засвидетельствовать непригодность материального средства к эксплуатации и составить законный акт списания, на основании которого и осуществляется данная процедура.

Передача ненужного имущества

Основным документом, которым руководствуются бюджетные учреждения при продаже имущества, являющегося государственной собственностью, является Порядок № 803. При отчуждении коммунального имущества для учреждения определяющим является документ, утвержденный соответствующим органом местного самоуправления.

Стоит знать, что требования этих документов распространяются на имущество, которое бюджетные учреждения относят к основным средствам. Об этом четко указано в самомПорядке № 803. Как правило, аналогичная норма продублирована и в местных документах об отчуждении имущества, являющегося коммунальной собственностью.

С чего стоит начать в таком случае?

Прежде всего, для осмотра объектов, подлежащих отчуждению, оформления необходимой документации в учреждении создают постоянно действующую комиссию, которая действует в течение года. Кстати, этими вопросами может заниматься как ежегодная комиссия, так и специально созданная комиссия по отчуждению имущества.

Комиссия осуществляет осмотр материальных ценностей, используя для этого необходимую техническую документацию (технические паспорта, по-этажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета, устанавливает возможность или невозможность восстановления и дальнейшего использования материальных ценностей в учреждении и вносит предложения об их отчуждении, передаче или ликвидации.

• обращение учреждения об отчуждении имущества;

• технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направлений использования средств;

• сведения о наличии обременений и ограничений относительно распоряжения имуществом;

• информация о стоимости основных средств, подлежащих отчуждению по данным бухгалтерского учета;

• акт инвентаризации имущества, которое подлежит отчуждению, а при содержании в них драгоценных металлов и драгоценных камней — их перечень;

• акт о техническом состоянии имущества, составленный на дату оценки и утвержденный руководителем учреждения;

• отчет об экспертной оценке стоимости имущества, которое подлежит отчуждению;

• другие документы, необходимые для принятия обоснованного решения (технический паспорт, копии инвентарных карточек и т. п.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutde

Отметим, что по общему правилу бюджетные учреждения осуществляют продажу имущества на конкурсной основе — на аукционе. Но в последнее время все более популярной становится продажа имущества через электронную систему Prozorro.Продажи. Что касается действия этой системы, вся информация, необходимая для продавцов и покупателей, размещена на сайте www.prozorro.sale.

Конечно, продажа ненужного имущества является более привлекательной операцией для учреждения, нежели его безвозмездная передача — и от хлама избавитесь и деньжат подзаработаете.

Но иногда возникают ситуации, например как у нашего читателя, когда никуда уже не деться — имущество никому не нужно, продать его невозможно. Поэтому учреждению стоит попробовать передать морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями. По крайней мере именно о таком варианте распоряжения ненужным имуществом как раз и указано в п. 4 Порядка № 1314.

Получение разрешения на ликвидацию здания — дело не менее трудоемкое, чем сами работы по сносу

• «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (2017, № 11);

• «Безвозмездное получение основных средств: как отразить в учете» (2017, № 34);

• «Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 37);

• «Безвозмездная передача малоценных активов: как показать в учете» (2017, № 46);

• «Безвозмездная передача-получение имущества между разными распорядителями» (2018, № 12);

• «Бесплатное получение ОС в пределах одного распорядителя: какой критерий применять» (2018, № 17);

• «Безвозмездно получено имущество от другого учреждения: какой стоимостный критерий применять» (2018, № 30).

Поэтому не будем повторяться, а только отметим главные моменты относительно безвозмездной передачи имущества в пределах одного распорядителя.

Предлагаем ознакомиться:  Гута страхование страховой случай

Во-первых, решение о безвозмездной передаче имущества принимает его собственник (или субъект управления, которому делегированы определенные полномочия по управлению имуществом). При этом основанием для осуществления такой передачи имущества, то есть документом, подтверждающим возникновение соответствующего права, является решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета о закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности и безвозмездно передается соответствующему субъекту хозяйствования для его деятельности.

1) обоснованное заявление учреждения с ходатайством о передаче имущества;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertisede

2) согласие организации, которая принимает это имущество на свой баланс (если имущество передается в собственность территориальной громады — согласие совета (решение сессии));

3) ведомость расчета о стоимости основных средств, которые предлагаются к передаче, согласно данным бухгалтерского учета на дату оценки.

Основными документами, которые необходимо принять к сведению учреждению при безвозмездной передаче имущества, являются Положение № 1482 и документы, принятые органами местного самоуправления о безвозмездной передаче имущества коммунальной собственности.

Отметим, что преимущественно указанные документы регулируют вопрос о безвозмездной передаче имущества, под которым понимают объекты, соответствующие критериям ОС. Поэтому если необходимо безвозмездно передать запасы, которые по различным причинам не используются учреждением, советуем обратиться за разъяснением об особенностях передачи такой разновидности материальных ценностей к своему субъекту управления. По крайней мере, получив разъяснение по этому вопросу, учреждение не будет иметь никаких претензий со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, передачу объектов права государственной и коммунальной собственности осуществляет специальная комиссия, созданная по приказу руководителя органа, уполномоченного управлять таким имуществом. Решение о передаче имущества оформляют в виде приказа о безвозмездной передаче имущества. В приказе указывают, какое имущество подлежит передаче, приводят его краткую характеристику, состав комиссии по передаче имущества, сроки передачи имущества и утверждения Акта приема-передачи, а также назначают лиц, ответственных за выполнение приказа.

В-третьих, в случае выбытия объектов ОС с баланса учреждения списывают его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму накопленного износа. При этом основные средства передают вместе с первичными документами (или их копиями), или учетными регистрами (или их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

Что касается запасов, то их передачу другому бюджетному учреждению осуществляют по балансовой стоимости. Стоимость переданных запасов указывают в первичных документах.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Списана первоначальная стоимость газовой плиты

5111

1014

650

17

Обратите внимание: в этой ситуации ОС не было введено в эксплуатацию, хотя и было зачислено на субсчет 1014. Потому при списании такого ОС с баланса отсутствует остаточная стоимость и сумма начисленного износа.

2

Списана стоимость запасов

8013

1515

380

13

Если уже так получилось, что попытки продать или безвозмездно передать ненужное имущество не оправдали себя, ни в коем случае не отчаивайтесь. Ведь у вас есть еще один вариант. Какой? Комиссия учреждения принимает решение о списании имущества с баланса как непригодного для дальнейшего использования.

Подробно о том, как списать такое имущество и реализовать непригодные для использования материалы, запчасти и т. п., а также отразить в учете такие операции, мы рассказывали в материале «Продажа металлолома: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия» 2017, № 36, с. 18).

Теперь вы точно знаете, как избавиться от ненужного имущества. Поэтому выбирайте, какой вариант вам больше нравится.

Если случилось так, что в этом материале вы не нашли ответы на свои вопросы, то не огорчайтесь! Как можно быстрее отправляйте их в нашу редакцию по электронному адресу: bb@id.factor.ua. И мы обязательно найдем на них ответы!

Если решили продать запасы

• после проведения ремонта остались строительные материалы (песок, цемент, обои, краска);

• бюджетное учреждение имеет подсобное хозяйство, которое занимается производством продукции, например, изготовлением столярных изделий. После процесса производства продукции в распоряжении учреждения остаются отходы (опилки, стружка, обрезки досок);

Если дата принятия решения о сносе здания и дата самого сноса приходятся на разные кварталы, то в бухучете придется отражать временные разницы по ПБУ 18/02

• после продажи автомобиля остались невостребованными шины, которые предназначались для такого транспортного средства и т. п.

Порядок продажи запасов, находящихся на балансе бюджетных учреждений, значительно проще, чем продажа основных средств.

Решение о продаже запасов не требует согласования с Фондом госимущества или управлением коммунального имущества. Кроме того, реализация запасов проводится без проведения аукциона, по договорной цене, что значительно облегчает отношения между бюджетным учреждением и покупателем.

Итак, перед тем как перейти к процедуре реализации запасов, комиссия, специально назначенная приказом руководителя (или постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей), должна осмотреть такие запасы. Это необходимо сделать для того, чтобы комиссия могла оценить материальные ценности, которые подлежат реализации, и определить их справедливую стоимость.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Списана первоначальная стоимость газовой плиты

5111

1014

650

17

Обратите внимание: в этой ситуации ОС не было введено в эксплуатацию, хотя и было зачислено на субсчет 1014. Поэтому при списании такого ОС с баланса отсутствует остаточная стоимость и сумма начисленного износа. В результате стоимость таких ОС никак не повлияет на финансовый результат отчетного периода.

2

Списаны запасы, приобретенные в предыдущих отчетных годах, которые отчуждаются путем реализации

5512

1515

380

13

3

Поступили средства от продажи ОС и запасов

2313

2111

1030

3, 4

4

Отражены доходы от продажи имущества

2111

7211

1030

4, 14

5

Отнесены доходы на финансовый результат отчетного периода

7211

5511

1030

17

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressde

• при реализации ОС комиссия оформляет Акт приема-передачи основных средств в двух экземплярах (по одному для учреждения-продавца и покупателя), который утверждает руководитель учреждения. В акте необходимо указать всю имеющуюся информацию о таком объекте;

• при реализации запасов оформляют накладную (требование) по форме № З-3 в двух экземплярах, которую утверждает руководитель учреждения. Один экземпляр накладной после оформления передачи материальных ценностей остается у материально-ответственного лица, а второй — передают покупателю.

Как распорядиться полученными средствами

Поступления от реализации ОС и запасов остаются в распоряжении учреждения. Исключение составляют средства, полученные учреждением от продажи зданий и сооружений, которые полностью перечисляются в доход того бюджета, за счет которого содержится такое учреждение.

Средства от реализации имущества (кроме зданий и сооружений) зачисляются в состав доходов специального фонда сметы бюджетного учреждения. В соответствии со ст. 13 БКУ такие средства относятся к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений — поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Такие средства учреждение имеет право потратить на проведение ремонта, модернизацию и приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей. Также эти средства могут быть направлены на хозяйственные нужды учреждения, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Помните: после получения средств от реализации имущества не забудьте внести изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям с учетом требований Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (ср. 025069200).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector