Аналогичные рабочие места при проведении СОУТ

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

к меню ↑

к меню ↑

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Примечание: Статья 3 Закона № 426-ФЗ.

в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

Примечание

: Постановление Верховного суда РФ от 09.08.2016

№ 57-АД16-5

Аналогичные рабочие места при проведении СОУТ

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Трудовые инспекторы оштрафовали компанию по статье 5.27.1 КоАП РФ на сумму 60 000 руб. за то, что она не провела спецоценку. Верховный суд отменил решение о штрафе, поскольку инспекторы не учли специфику рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием компании.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на основе списков профессий и производств.

1. Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, как в случае, если специальная оценка не проведена.

2. Можно указать в трудовом договоре, что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Примечание

: Некоторые авторы указывают на то, что при отсутствии аттестации рабочих мест и специальной оценки данные об условиях труда на рабочем месте в трудовой договор вносить не нужно. Однако данная позиция противоречит положениям

ст. 57 ТК РФ

, согласно которой данные об условиях труда являются обязательными для включения в любой трудовой договор и никаких отлагательных условий при внесении данных изменений в ст. 57 ТК РФ законодатель не вносил. Из чего следует, что формальное отсутствие описания условий труда на рабочем месте работника уже является нарушением трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности.

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410.

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и «удаленщиков», специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

к меню ↑

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Предлагаем ознакомиться:  Трудовой договор между физическими лицами образец бланк. Трудовые отношения: как составить договор между физическими лицами

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Примечание: Статьи 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

к меню ↑

[рся6]

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.

Федеральным законом № 426-ФЗ определяются признаки аналогичности, согласно которым аналогичными считаются рабочие места:

  • размещенные в одном или в нескольких монотипных помещениях (рабочих зонах);
  • оснащенные монотипными инженерными системами (освещения, отопления,вентиляции);
  • занимаемые работниками одинаковой профессии, выполняющими одинаковые должностные обязанности в одинаковом рабочем режиме с использованием одинаковых устройств и инструментов, сырья и материалов, обеспеченные одинаковыми СИЗ.

Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера не будут считаться аналогичными. Поскольку, несмотря на то, что они работают в едином рабочем пространстве, их должности называются по-разному.

Стремление работодателей как можно больше рабочих мест отнести к аналогичным, объясняется желанием минимизировать временные и финансовые ресурсы на проведение СОУТ. Ведь обязательно оценивается только 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), на которые оформляется общая карта СОУТ и подготавливается единый список действий по совершенствованию условий труда.

Например, Штатный состав call-центра включает в себя пять операторов, выполняющих одинаковые должностные обязанности в одном помещении. Безусловно, это аналогичные рабочие места. Так как оценивается 20% от общего числа, то СОУТ подлежит одно рабочее место. Но нет, закон обязывает оценивать не менее двух рабочих мест. Следовательно, в перечень для СОУТ требуется внести два рабочих места по должности «оператор».

Если на предприятии два аналогичных рабочих места инженера, они оба подлежат спецоценке, что требуется для обеспечения получения наиболее объективных результатов в ходе инструментальных измерений. Обнаружение несовпадений даже по одному показателю обернется оценкой всех рабочих мест.

Размер ставки сотрудника не оказывает влияние на рабочее место при СОУТ, которое равняется одному при занятости на 0,5 и 0,3 ставки, двум рабочим местам — при занятости на 2, 15 ставки.

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию декларацию соответствия. Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Согласно пункт 3 статьи 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом и содержать достоверную информацию. У заявителя на день подачи документов не должно быть задолженности по уплате страховых взносов, непогашенных пени и штрафов. Подробнее …

Когда рабочие места для одинаковых должностей не будут признаны аналогичными?

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Одинаково оборудованные рабочие места не всегда означают одинаковые производственные процессы.

Например, в одном помещении работают экономист, бухгалтер и кадровик. Все они обеспечены одинаковыми компьютерами, но их места не могут быть аналогичными, так как все должности разные. К тому же, оборудование должно полностью совпадать по таким параметрам как марка, модель и даже год выпуска.

В штатном составе предприятия числится пять водителей. За одним из них закреплен автомобиль Peugeot 2011 года выпуска, за вторым – Kia 2008 года, за тремя остальными — автомобили Škoda 2012 года. Работодатели считают такие рабочие места аналогичными и допускают ошибку.

Аналогичными будут только три рабочих места, которые занимают водители Škoda. Два других водителя работают на автомобилях разных марок с разными датами выпуска. Для успешной классификации рабочих мест следует также заранее подготовить сведения о категории транспортного средства и об используемой разновидности топлива.

  1. Некоторые рабочие места, занимаемые сотрудниками с одинаковыми должностями нельзя считать аналогичными.
  2. В штатный состав может входить пять менеджеров, выполняющих совершенно разные функции. Поэтому, подсчитывая аналогичные места при СОУТ, следует уточнить подразделения, возглавляемые этими менеджерами. Их рабочим местом может быть отдел по связям с общественностью, продаж или маркетинга, каждое из которых необходимо оценивать отдельно.

  3. Сменная работа является еще одним аспектом, усложняющим подсчет аналогичных рабочих мест при проведении СОУТ.
  4. 14 операторов предприятия задействовано в двухсменном режиме на линии разлива соков. Работодатель внес в список СОУТ три рабочих места. Но в одной смене трудится 7 операторов, поэтому в соответствии с признаками аналогии оценке подлежит два рабочих места, если операторы второй смены трудятся на одних и тех же, рабочих местах и выполняют на одинаковом оборудовании монотипные функции.

Чтобы правильно определить аналогичные места, следует воспользоваться поддержкой экспертной организации, которая будет проводить спецоценку. Она поможет сформировать список с учетом все нюансов и отличительных черт аналогичных рабочих мест.

Предлагаем ознакомиться:  Судебный процесс в особом порядке

Примечание: Статья 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Примечание: Статья 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

к меню ↑

Ответы на вопросы

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации: предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

к меню ↑

к меню ↑

Как объяснить персоналу изменение класса условий труда?

В организации системы образования провели СОУТ. С рабочего места уборщицы был снят класс вредности 3.1, что обернулось недовольством персонала. Как аргументировать правомерность изменения класса условий труда с 3.1 на 2 персоналу?

С изменениями условий труда сотрудников обязательно знакомят под роспись. Правомерность действий можно подтвердить ознакомлением персонала с соответствующими нормативными документами. Улучшение условий труда, засвидетельствованное СОУТ, дает работодателю право отменить компенсации, ранее назначенные уборщицам.

Вносятся ли дополнительные страховые взносы, если спецоценкой были установлены вредные условия труда?

После проведения СОУТ был установлен класс вредности 3.1 на рабочих местах по многим должностям (экономист, кадровик и т. д.). Существует необходимость внесения дополнительных взносов в ПФР или можно ограничиться устранением нарушений по освещенности?

Рабочие места с классом условий труда 3.1, согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, требуют оплаты дополнительных страховых взносов размером 2%. После устранения нарушений проводят внеочередную СОУТ. Если по ее результатам будут подтверждены улучшения, дополнительные страховые взносы могут быть отменены.

Как определить влияние влажности и плесени на здоровье персонала?

Музей предприятия, посвященный горному делу, геологии и спелеологии, расположен под землей в отработанных выработках действующей шахты, микроклимат которой отличается естественной повышенной влажностью и плесенью. Проведение СОУТ распространяется на рабочие места экскурсовода и сопровождающего, но в специальном классификаторе влажность и плесень отсутствуют.

Возможна и правомерна ли оценка вредности этих факторов вне рамок СОУТ?

Чтобы определить уровень влажности и характер плесени, можно воспользоваться услугами независимой экспертной организацией с собственной аккредитованной исследовательской лабораторией. При подтверждении реального негативного воздействия данных факторов на здоровье персонала, работодатель должен будет организовывать медосмотры, а также обеспечение персонала спецодеждой и СИЗ.

  1. К аналогичным относят рабочие места, размещенные в одном или нескольких монотипных помещениях, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями и функциями.
  2. Обязательная спецоценка охватывает 20 % аналогичных рабочих мест, но не менее двух.
  3. Аналогичные рабочие места оснащены одинаковым оборудованием, вплоть до марки и года выпуска.
  4. При сменном графике работы допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать.

Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество. Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Предлагаем ознакомиться:  Как написать характеристику с места жительства от соседей (образец)?

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

к меню ↑

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Примечание: Статьи 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест ? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

к меню ↑

[рся7]

к меню ↑

к меню ↑

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

к меню ↑

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

к меню ↑

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

к меню ↑

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Не проводить спецоценку можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982. (формат .doc)

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

к меню ↑

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector