Процесс доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях

Тема 20. Управление в области внутренних дел

(зачетных единиц 0,1; часов2).

1. Содержание управления в области
внутренних дел.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

2. Система органов внутренних дел.

3. Организация милиции. Виды административной
деятельности милиции.

4. Особенности прохождения службы в
органах внутренних дел.

Ст. 1. Закона о милиции определяет, что
милиция – это система органов
исполнительной власти, призванных
защищать жизнь, здоровье, права и свободы
граждан, собственность, интересы общества
и государства от преступных и иных
противоправных посягательств и наделенных
правом применения мер принуждения.

Две главные функции – борьба с
преступностьюиохрана общественного
порядка. Первая функция – смежное
правовое регулирование осуществляют
нормы УПКРФи УКРФ. Вторая функция
– административная деятельность ОВД.
Регулируется Законом о милиции и нормами
КоАП РФ.

Характеристика объекта деятельности
органов внутренних дел, т.е., тех видов
общественных отношений, которые
охраняются этими органами.

Общественный
порядок –
определенная система отношений,
формирование и развитие которых
способствует поддержанию общественного
и личного спокойствия граждан,
согласованности и ритмичности общественной
жизни по обеспечению во взаимном общении
людей им личной и имущественной
неприкосновенности, чести и достоинства,
благоприятных условий для осуществления
гражданами их прав и обязанностей, для
общественно-полезной деятельности и
отдыха.

Общественная безопасность– система
общественных отношений, связанных с
предотвращением и устранением явлений
и опасных ситуаций, создающих угрозу
жизни и здоровью людей, имуществу
организаций и граждан.

а) безопасность дорожного движения(ФЗ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности
дорожного движения»);

б) пожарная безопасность(ФЗ от 21
декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»);

в)
информационная безопасность, экологическая
безопасность
и т.п. регулируются специальными законами;

г)
обеспечению безопасности
использования источников повышенной
опасности
служит разрешительная
система,
обеспечивающая предварительный и
последующий контроль органов внутренних
дел за использованием средств повышенной
опасности, как это определено ФЗ от 21
декабря 1994 г. «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
(во взаимодействии с МЧС и ГО), ФЗ «Об
оружии» и др.

Процесс доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях

Например, чрезвычайная ситуация – это
обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного
или иного бедствия, которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среды, значительные
материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.

Специальный вид безопасности –
государственная безопасностьявляется предметом специального
регулирования, охраняется специальной
системой органов государственной
безопасности – ФСБ.

В
целом, наряду с другими органами ОВД
осуществляют охрану правопорядка,
который и складывается, в том числе, из
охраняемых указанных общественных
отношений. Правопорядок – наиболее
широкая категория, предполагающая
охрану правовых норм от нарушения,
поддержание порядка в правовых отношениях.

Таким образом, можно выделить три главных
блока охраняемых ОВД отношений –
правопорядок, общественный порядок,
общественная безопасность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Общественный порядок понимается в
широком и узком смысле, в широком –
порядок в обществе, во всех общественных
отношениях, в узком, специальном –
порядок в общественных местах(понятие
общественного места характеризуется
в теме «Административная ответственность»).

С
общественным порядком тесно связаны
общественное благоустройство, охрана
экономических отношений и порядок в
организациях (например, на крупных
заводах).

1) четко выраженная правоохранительная
направленность;

2) обусловленная спецификой этой среды
возможность и необходимость использования
государственно-властных полномочий
(издание юридически обязательных актов
управления, установление административного
надзора за соблюдением установленных
правил, запрещение и приостановление
определенных действий и др.);

3) исполнительно-распорядительный
характер деятельности, с одной стороны,
это исполнение законов, с другой –
распорядительная деятельность,
осуществляемая путем издания актов
правоприменительного характера;

4) это организационная деятельность, а
не просто правоохранительная или
юрисдикционная, ее особенности: состоит
в том, что она осуществляется в целях
предупреждения правонарушений, поэтому
большое место занимает профилактическая
работа;

5) особенности внутриорганизационной
деятельности – более высокая степень
централизации управления и дисциплины,
управленческие решения носят форму
приказов, действия исполнителей строго
регламентированы, предъявляются высокие
и особенные требования при подборе
кадров – по физическим, деловым, моральным
качествам, специальной подготовке и
т.д.;

Предлагаем ознакомиться:  Обязательные реквизиты для договора

6) особый вид государственно службы –
правоохранительная служба.

1. Административная деятельность, в том
числе, паспортно-визовая и
лицензионно-разрешительная;

2. Оперативно-розыскная;

3. Уголовно-процессуальная.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Ранее к ведению ОВД относились
уголовно-исполнительная деятельность
и госпожнадзор (переданы соответственно
в ведение Министерства юстиции и МЧС и
ГО).

1. История развития административного
права.

2. Предмет административного права.

3. Принципы административного права

Административное право в большинстве
стран определяется как отрасль права
(совокупность норм), регулирующих
административную деятельность
государства, т.е. государственно-управленческую
деятельность.

Первоначально эти нормы объединялись
понятием «полицейское право» (от
греческого «полис» – город). Для
полицейского права было характерно
закрепление прав государства и
установление соответствующих им
обязанностей (предписаний) граждан. То
есть полицейское право формировалось
как право для администрации.

Напомню,
что первоначально наука административного
права развивалась как административная
наука, камералистика, наука государственного
управления. В 18 веке камералистика стала
развиваться, ее предмет расширился, а
теоретические основы углубились. В
университетах Европы были созданы
кафедры камералистики, а со второй
половины 19 века камералистика стала
преподаваться и в университетах России.

1. Основным периодом, с которого
ученые-административисты Германии
начинают описывать государственное
(публичное) управление, считается
управление в абсолютистском государстве
XVII-XVIIIвв.
Государственное управление этого
периода характеризуется стремлением
монархов в противостоянии с дворянством
сосредоточить в своих руках максимальное
количество властных полномочий.

Основой
для такого всеобъемлющего и активного
управления было, с одной стороны, желание
собрать финансовые средства для
содержания армии и двора с помощью
поддержки ремесел и экономики. С другой
стороны, в обществе сохранялись
патриархальные представления о
государстве, считалось, что оно должно
заботиться о благополучии не только
всего общества (о всеобщем благе), но и
о благе («полном счастье», «блаженстве»)
отдельного человека.

Абсолютистское
государство того периода часто обозначают
как государство «всеобщего блага», или
«полицейское государство». При этом
словом «полиция» охватывается вся сфера
внутреннего управления. Таким образом,
государственное управление данного
периода отличается всеохватывающим и
чрезвычайно активным, даже интенсивным
характером.

2. Либеральная буржуазия 19 века выступила
против опеки и регламентации со стороны
государства, которое олицетворяли
монархи их чиновничество. Она требовала
уменьшения государственного вмешательства
и распространения его только на охрану
общественной безопасности, порядка, а
также (что особенно важно) ограничения
деятельности государственной администрации
в этих областях законом. Должны были
выделиться для свободного от
государственного вмешательства развития
частная, общественная и экономическая
сферы жизни.10

Конституции 19 века в Европе закрепили
компромисс между монархом и буржуазией.
Главным было то, что до сих пор ничем не
ограниченная власть монарха ограничивалась.
Это осуществлялось путем закрепления
основных прав граждан и участием народных
представителей в принятии законов.
Управленческая власть оставалась у
монарха, но его вмешательство в частную
жизнь граждан допускалось лишь на
основании закона.

Тем самым были
сформированы типичные для либерального
государства правовые категории: понятие
прав и свобод, ограничение вмешательства
в права и свободы, правовая связанность
действий администрации и т.д. С образованием
новых общественных отношений и нового
государственно-правового порядка
началось формирование науки
административного права.

Постепенно, с закреплением в законе
прав и обязанностей административной
власти, с середины 19 века появляется
наука административного права.
Возникновение административного права
в его современном понимании связано с
принципиально иным подходом – с
признанием верховенства прав человека
и гражданина, с идеями правового
государства, с либеральными представлениями
о целесообразности минимального
государства в роли «ночного сторожа».

Основной толчок к этому дали буржуазные
революции в Европе, в первую очередь —
во Франции. Главная идея – ограничение
государственной деятельности рамками
права. Возникновение административного
права как самостоятельной отрасли
обычно связывают с возникновением во
Франции особых административных судов
и, следовательно, административной
юстиции.

Предлагаем ознакомиться:  Дело о распространении сведений порочащих деловую репутацию

Накануне революции королевские
парламенты оказали сопротивление
реформам, в первые годы после революции
судам общего права было запрещено
вмешиваться в дела администрации и
привлекать к суду государственных
чиновников. При Наполеоне Бонапарте
обосновывается концепция самостоятельности
администрации и учреждается специальная
судебная система для контроля за
администрацией.

33. Понятие и основные черты административного процесса.

Юридический
процесс — урегулированная правовыми
нормами совокупность последовательных
действий, совершаемых для достижения
определенного результата; порядок
осуществления деятельности следственных,
административных и судебных органов.

Административный
процесс – совокупность
административно-процессуальных норм
и основанная на них деятельность органов
и должностных лиц государственного
управления по реализации возложенных
на них задач и функций.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Признаки
административного процесса:

  1. вид
    юридического процесса, соотносятся
    как часть и целое;

  2. представляет
    собой разновидность властной деятельности
    субъектов государственного управления;

  3. обеспечивает
    условия для реализации материальных
    норм административного права;

  4. целью
    процесса является достижение определенных
    юридических результатов и разрешения
    управленческих дел;

  5. результаты
    административного процесса (как
    промежуточные, так и окончательные)
    закрепляются в официальных актах
    (документах);

  6. регламентируется
    административно-процессуальными
    нормами, которые в совокупности образуют
    самостоятельный институт административного
    права;

  7. обладает
    определенным строением (структурой).

Принципы
административного процесса –
основополагающие идеи, общие начала,
лежащие в основе административного
процесса и раскрывающие его сущность.

  • Принцип
    законности – реализация материальных
    административно-процессуальных норм
    должна строиться в точном соответствии
    с административно-процессуальными
    нормами;

  • Принцип
    процессуального равенства означает
    равенство сторон независимо от пола,
    рассы, национальности, языка, происхождения,
    имущественного и должностного положения,
    места жительства, отношения к религии,
    убеждений, принадлежности к общественным
    объединениям, других обстоятельств,
    во-первых, перед законом; во-вторых,
    наделение каждой стороны определенным
    объемом взаимообусловленных прав,
    обязанностей и ответственности;

  • Принцип
    материальной истины – решение, принятое
    в рамках административного процесса,
    должно основываться на тщательном
    изучении всех условий и обстоятельств
    управленческого дела, а также
    состязательности в ходе его рассмотрения;

  • Принцип
    доступности выражается в беспрепятственной
    возможности каждой из сторон участвовать
    во всех стадиях процесса в соответствии
    с имеющим процессуальным статусом;

  • Принцип
    гласности – административный процесс
    строится на публичных началах, дающих
    возможность гражданам получить
    информацию о его ходе и принятых
    решениях, исключение составляет
    информация, отнесенная к государственной
    тайне, а также сведения об интимных
    сторонах жизни участников процесса;

  • Принцип
    национального языка – процесс ведется
    на государственном языке Российской
    Федерации или языке республики –
    субъекта РФ, автономной области,
    автономного округа или большинства
    населения данной местности. Участники
    процесса, не владеющие языком, на котором
    он отправляется, обеспечиваются услугами
    переводчика;

  • Принцип
    быстроты (оперативности) – административный
    процесс должен отправляться в возможно
    короткие сроки в рамках, определенных
    законом;

  • Принцип
    экономичности (малозатратности) –
    административный процесс должен быть
    организован таким образом, чтобы свести
    к минимуму затраты по его отправлению;

  • Принцип
    ответственности органов государственного
    управления и их должностных лиц за
    ненадлежащее исполнение процесса –
    органы государственного управления и
    должностные лица несут установленную
    законом ответственность за нарушение
    административно-процессуальных норм,
    проявленный при этом бюрократизм и
    волокиту.

  1. Система
    гарантий законности.

Последовательная
и строгая реализация законности
предполагает наличие соответствующей
системы ее гарантий. Представляется
обоснованным мнение, что среди них
следует различать общие условия
(предпосылки) и специальные юридические,
организационно-правовые средства
обеспечения режима законности.

Среди
общих условий можно различать политические,
экономические, организационные,
идеологические. Политическими
предпосылками законности являются
режим демократии, гласности. А они, как
показал опыт многих стран, будут реальными
только в условиях существования
независимого от государства гражданского
общества, политического плюрализма,
свободы печати, разделения властей.

Только
реальное разделение властей, существование
не зависимых от правящей партии,
государства, средств массовой информации,
партий, децентрализация государственных
структур могут стать подлинными гарантами
режима правозаконности.

К
его экономическим предпосылкам можно
отнести как достигнутый страной уровень
благосостояния, наличие у государства
необходимых ресурсов, так и фактическую
гарантированность прав граждан,
организаций, их экономическую свободу,
многоукладность экономики, существование
рынков товаров, капиталов, труда.

Огромное
значение для существования правопорядка
имеет правовая культура должностных
лиц и граждан, правосознание, основанное
на признании абсолютной ценности
основных прав человека.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если заказчик нарушает условия контракта

Велико
значение хорошо осуществляемого
убеждения, а также умело организованного
поощрения.

На
состояние законности в управлении
немалое влияние оказывают такие
организационные факторы, как организационная
структура аппарата, квалификация
служащих, эффективность деятельности
системы правовой подготовки кадров,
четкое и рациональное разделение
полномочий и др. Уменьшение уровня
секретности, создание ведомственных
центров информации и связей с
общественностью, совершенствование
разрешительной системы, ликвидация
аппаратных излишеств и иные организационные
мероприятия создают условия для
укрепления правопорядка в стране.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Специальные
юридические средства обеспечения
законности — контроль и принуждение.

а)
наблюдения за функционированием
подконтрольных объектов, получения
объективной информации о выполнении
ими правил и поручений, их состоянии.
Формы сбора информации — изучение
данных учета, отчетов, проверки документов
на месте, инвентаризации, ревизии,
получение объяснений и др.;

б)
анализа собранной информации, выявление
тенденций, причин, разработка прогнозов;

в)
принятия мер по предотвращению нарушений
законности и дисциплины, вредных
последствий, ущерба, несчастных случаев,
нецелесообразных действий и расходов;

г)
учета конкретных нарушений, выявление
их причин и условий;

д)
пресечения противоправной деятельности
с целью недопущения вредных последствий,
новых нарушений;

е)
выявления виновных, привлечения их к
ответственности. В одних случаях
контролирующие органы вправе сами
решить вопрос об ответственности
виновных, в других — обязаны ставить
вопросы об этом перед компетентными
органами.

В
зависимости от объема контроля различают
собственно контроль, в процессе которого
проверяется законность и целесообразность
деятельности, и надзор, который
ограничивается только проверкой
законности.

Контроль
за аппаратом исполнительной власти
осуществляется извне: Президентом,
законодательными органами, судами,
прокуратурой, профсоюзными и иными
общественными формированиями. В самом
аппарате существуют разные
организационно-правовые формы контроля,
среди которых нужно различать осуществление
соответствующих полномочий субъектами
линейной власти (органы общей компетенции
в отношении подведомственных им органов
и внутриведомственный контроль) и
субъектами функциональной власти
(финансовый контроль и другие виды
надведомственного контроля).

В
настоящее время сложились четыре вида
надзора за исполнительно-распорядительной
деятельностью: прокурорский, судебный,
административный, в определенной мере
на нее распространяется и конституционный
надзор. Усиление судебной власти,
правосудия прежде всего должно
осуществляться путем расширения
судебного контроля за законностью
управленческих действий, дальнейшего
развития административной юстиции.

По
времени осуществления различаются
контроль предварительный (например,
при лицензировании), текущий (в процессе
деятельности) и последующий.

Побудительные
мотивы правомерного поведения формируются
как в результате действия поощрительных
стимулов, так и под влиянием возможностей
применения государственного принуждения.
Все разновидности правовых санкций
призваны гарантировать исполнение
закона, осуществлять общую и частную
превенцию правонарушений.

Основные
виды принуждения — дисциплинарное,
административное, гражданско-правовое
и уголовное — различаются основаниями
и процедурами их применения. Но все они
широко используются для защиты законности
в отношениях с исполнительной властью,
и при этом государственной администрации
принадлежит ведущая роль.

Только в
процессе исполнительно-распорядительной
деятельности используется дисциплинарное
и административное, т. е. внесудебное,
принуждение, которое можно считать
особым видом административной власти.
Она же инициирует, расследует, направляет
в суды уголовные дела, обеспечивает
исполнение уголовных наказаний.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Принудительные
меры применяются как к индивидуальным,
так и к коллективным субъектам права;
как к тем, которые являются элементами
государственного аппарата, так и к тем,
которые не включены в него.

  1. Президентский
    контроль за органами исполнительной
    власти.

Президент
Российской федерации в соответствии с
Конституцией РФ обладает большими
полномочиями по контролю за исполнительными
органами. Соответствующие права ему
предоставлены как главе государства,
гаранту Конституции. И хотя прямо
Основной закон не говорит о президентском
контроле, такая возможность неразрывно
связана с его правом принимать решения
об отставке Правительства (ст.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector