Прием на государственную гражданскую службу

Прохождение гражданской службы

ФЗ о гражданской службе введен должностной регламент, в соответствии с которым осуществляется профессиональная слу­жебная деятельность гражданского служащего. Регламент вве­ден в целях повышения ответственности гражданского служа­щего за неисполнение его должностных обязанностей. Установ­лено, что должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.

Легального определения понятия последнего еще не дано, но можно утверждать, что речь идет о содержании и порядке осуществления компетенции го­сударственным органом. Косвенное указание на этот счет име­ется о самом ФЗ о гражданской службе. К числу требований к поведению гражданского служащего относится, например, осу­ществление профессиональной служебной деятельности в рам­ках установленной законодательством РФ компетенции государ­ственного органа. В то же время термин «регламент» означает правила регулирования какой-либо деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

В смысловом отношении содержание должностного регла­мента, раскрываемого в Законе, повторяет содержание его ста­тей, относящихся к правам гражданского служащего. Учитывая значимость должностного регламента о регулировании граждан­ского служащего о прохождении гражданской службы, обозна­чим его основные правовые позиции.

а) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служаще­му, а также к образованию, стажу гражданской службы (госу­дарственной службы иных видов) или статусу (опыту) работы по специальности;

б) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее ис­полнение) должностных обязанностей в соответствии с адми­нистративным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

в) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проекта норма­тивно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

г) сроки и процедура подготовки, рассмотрения проекта уп­равленческих и иных решений, порядок согласования и приня­тия данных решений;

д) порядок служебного взаимодействия гражданского слу­жащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданским служащим того или иного государственного орга­на, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;

е) перечень государственных услуг, оказываемых гражда­нам и организациям в соответствии с регламентом государствен­ного органа;

ж) показатели эффективности и результативности профес­сиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Исполнение должностного регламента учитывается, во-пер­вых, при проведении конкурса на замещение вакантной долж­ности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятель­ности гражданского служащего, во-вторых, при включении гражданского служащего в кадровый резерв либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соот­ветствующим органом по управлению государственной службой.

Аттестация гражданских служащих, за известными ис­ключениями, замещающих должности гражданской службы в государственных органах, предусмотрена ФЗ о гражданской службе. Данным Законом, а также утвержденным в соответ­ствии с ним Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110

Положением о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации определены цели ат­тестации, ее организация и порядок проведения.

Аттестация имеет целью определение соответствия граж­данского служащего замещаемой должности гражданской служ­бы на основе оценки его профессиональной служебной деятель­ности. Ее назначение не только в том, чтобы способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повы­шению профессионального уровня гражданских служащих, но и решению вопросов, связанных с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

В ФЗ о гражданской службе выделяются гражданские слу­жащие, аттестация которых не может обеспечить достижения ее цели, следовательно, практически нецелесообразна.

а) прора­ботавшие в занимаемой должности гражданской службы ме­нее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в тече­ние года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

а) по согла­шению сторон служебного контракта с учетом результатов го­дового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нани­мателя в лице руководителя государственного органа или пред­ставителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после приня­тия в установленном порядке решения: о сокращении должно­стей гражданской службы в государственном органе; об изме­нении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестация проводится аттестационной комиссией. Поря­док формирования комиссии, ее состав, проведение аттестации в наиболее существенных вопросах регламентируются ФЗ о гражданской службе и упомянутым Положением об аттестации.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных пе­ред соответствующим подразделением (государственным орга­ном) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффектив­ности и результативности.

Весьма действенными факторами стимулирования деятель­ности гражданского служащего являются требования закона о необходимости учета при аттестации результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессио­нальных знаний и опыта работы гражданского служащего, со­блюдения гражданским служащим ограничений, отсутствия нарушений запретов, выполнения требований к служебному поведению и обязательств.

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

б) соответствует замещаемой должности гражданской служ­бы и рекомендуется включению в установленном порядке в ре­зерв для замещения вакантной должности гражданской служ­бы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской служ­бы при условии успешного прохождения профессиональной пе­реподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

а) подлежит включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Отказ гражданского служащего от профессиональной пе­реподготовки, повышения квалификации или перевода на дру­гую должность гражданской службы является основанием для освобождения гражданского служащего от замещаемой долж­ности гражданской службы и увольнения его с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя.

Важным по­следствием внеочередной аттестации гражданского служащего может быть то, что по ее результатам гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть представлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом го­сударственном органе.

Во время прохождения гражданской службы гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», сдают квалификационный эк­замен. В случаях, установленных Президентом РФ, его сдают также гражданские служащие, замещающие должности граж­данской службы категории «руководители».

Квалификационный экзамен. Его цель и порядок сдачи предусмотрены ФЗ о гражданской службе и утвержденным Ука­зом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственны­ми гражданскими служащими Российской Федерации и оцен­ки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

б) должности гражданской службы кате­гории «руководители», относящиеся к главной и ведущей груп­пам должностей гражданской службы;

в) должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе, но только по решению представителя нанимателя в лице руководителя госу­дарственного органа или представителя этого руководителя, осу­ществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеюще­му классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности гражданс­кой службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданс­кому служащему очередного классного чина по замещаемой гражданской должности гражданской службы, который присва­ивается гражданскому служащему по истечении срока, установ­ленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине и при условии, что он замещает должность граж­данской службы, для которой предусмотрен классный чин, рав­ный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение с контрактной службы - как ускорить процесс

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

—  отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

— наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

Стимулы гражданской службы

Стимулы в данном случае — побудительные причины, мо­тивы высокоэффективного выполнения гражданским служа­щим взятых на себя обязательств по прохождению гражданс­кой службы.

а) оплата труда;

б) государственные гарантии на гражданской службе;

в) поощрения и награждения;

г) меры правовой ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Оплата труда производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельнос­ти гражданского служащего по замещаемой должности граж­данской службы.

Гарантии. Они установлены для обеспечения мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профес­сионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных ФЗ о гражданской службе и другими федеральными законами. Эти гарантии де­лятся на основные и дополнительные.

Обобщенно эти гаран­тии касаются высокого уровня материального обеспечения (включая своевременное и в полном объеме получение денеж­ного содержания); условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в со­ответствии с должностным регламентом; отдыха, медицинско­го обслуживания, медицинского страхования;

выплат по обяза­тельному страхованию; возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом гражданского слу­жащего и членов его семьи; защиты гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязаннос­тей в случаях, в порядке и на условиях, установленных Феде­ральным законом; государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих и их семей.

Гражданским служащим предоставляются также иные га­рантии, установленные Федеральным законом.

К числу дополнительных гарантий относятся право на про­фессиональную подготовку, транспортное обеспечение в связи с исполнением должностных обязанностей, замещением иной должности при реорганизации или ликвидации государствен­ного органа, единовременную субсидию на приобретение жи­лой площади и др.

Меры поощрения и награды выражают высокую оценку эффективной деятельности гражданских служащих. ФЗ о граж­данской службе к мерам поощрения относит объявление благо­дарности с выплатой единовременного поощрения; награжде­ние почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подар­ка; иные поощрения и награждения государственного органа; поощрения Правительства РФ и Президента РФ; присвоение по­четных званий.

С точки зрения субъектов и форм их применения они мо­гут быть разделены на две группы.

К первой относятся объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощре­ния или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовремен­ного поощрения в связи с выходом на государственную пен­сию за выслугу лет.

Меры поощрения и награждения этой группы применяют­ся по решению представителя нанимателя. При этом выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, за ис­ключением случая выхода на пенсию, производится в порядке и размере, утверждаемых представителем нанимателя в преде­лах установленного фонда оплаты труда гражданских служа­щих.

Решение о поощрении или награждении гражданских слу­жащих, в том числе уходящих на государственную пенсию, оформляется актом (постановлением, распоряжением, прика­зом) государственного органа.

Ко второй группе относятся поощрения Правительства РФ; поощрения Президента РФ; награждения орденами и медалями Российской Федерации.

Решение о поощрении или награждении принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установ­ленном законодательством РФ. В этих случаях единовременное поощрение производится в порядке и случаях, установленных законодательством РФ. Многие связанные с этим процедурные вопросы регламентируются ведомственными актами федераль­ных органов исполнительной власти.

Согласно Закону решение о поощрении или награждении оформляется нормативными правовыми актами РФ (данное по­ложение Закона, как представляется, явилось следствием недо­разумения. Такие вопросы решаются индивидуальными право­выми актами, актами применения норм права). О поощрении или награждении вносится запись в трудовую книжку и лич­ное дело гражданского служащего.

Законодательством субъекта РФ устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданского служащего с учетом положений ФЗ о государственной службе.

Обращает внимание то, что ФЗ о гражданской службе вво­дит некоторые понятия, не раскрывая их содержание. Прежде всего, это касается «поощрения» и «награждения».

В филологическом смысле они совпадают. Поощрение тол­куется как награда. Следовательно, в широком значении слова награждение есть поощрение. Но в Законе сделан акцент на еди­новременном поощрении. По смыслу Закона его суть сводится к выплате определенной денежной суммы, ибо оно не включает даже вручение «ценного подарка» (см. п. 2 ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

55 ФЗ о гражданс­кой службе), то есть какой-либо другой, кроме денежной, мате­риальной выгоды. Разумеется, что предположения по этому по­воду не внесут должной определенности. Но надо учитывать то, что единовременное поощрение возможно и при выходе на го­сударственную пенсию. Кроме того, термин «выплата» едино­временного поощрения указывает на его денежный характер.

Рассматривая награждение в качестве поощрения, следует отметить свойственные ему особенности: оно выражается в оп­ределенных символах, знаках, орденах и т. п.; не является еди­новременным; возможно лишение его, но по основаниям и в порядке, установленных законодательством.

Основания, порядок, полномочия органов (должностных лиц) по применению награждения обстоятельно регламентиру­ются специальными нормативными правовыми актами.

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Предлагаем ознакомиться:  Жалобу на бездействие службы судебных приставов

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

ФЗ о гражданской службе, признавая основанием дисцип­линарной ответственности гражданских служащих дисципли­нарный проступок, трактует его как неисполнение или ненад­лежащее исполнение гражданским служащим по его вине воз­ложенных на него должностных обязанностей. Следовательно, для квалификации действия (бездействия) гражданского служа­щего как дисциплинарного проступка необходимо установить содержание (круг) его должностных обязанностей.

Подход к его толкованию может быть двояким: либо ими признать все обя­занности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая и соблюдение ограничений, запретов и др.), либо лишь те, которые определя­ются профилем его сугубо служебных функций и полномочий, для осуществления которых учреждена замещаемая должность.

Правовой статус гражданского служащего, так как он установ­лен Законом, предполагает широкое понимание его должност­ных обязанностей. Во всяком случае, не вызывает сомнений то, что они не сводятся к основным обязанностям, перечень которых дан в ст. 15 упомянутого Закона. Кстати сказать, к ним отнесена обязанность соблюдать ограничения, выполнять обя­зательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами. Гражданский служащий должен оберегать свой авторитет. Он обязан не со­вершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным за дис­циплинарные проступки, относятся замечание; выговор; преду­преждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы за определенные, прямо предусмотренные в Законе правонарушения.

В зависимости от последствий дисциплинарные проступки гражданских служащих могут быть как формальными, так и ма­териальными. Примерами материальных проступков являются совершение по месту службы хищения, в том числе мелкого, чужого имущества, умышленное уничтожение или поврежде­ние такого имущества;

Установлена повышенная дисциплинарная ответственность за определенные материальные дисциплинарные проступки гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители». Они могут быть уволены с гражданской служ­бы за принятие необоснованного решения, повлекшего за со­бой нарушение сохранности имущества, неправомерное его ис­пользование или иное нанесение ущерба имуществу государ­ственного органа;

В случаях, установленных Законом, к гражданским служа­щим может применяться и такая мера дисциплинарного воз­действия, как отстранение от должности (от исполнения долж­ностных обязанностей), которая по своей природе не является мерой ответственности.

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Основы правоохранительной службы

Правоохранительная служба формируется, а ее деятель­ность непосредственно регулируется централизованно, осно­ванными на Конституции РФ правовыми актами, главным об­разом федеральными законами, указами Президента РФ и Пра­вительства РФ. Правовую основу составляет характерная для данной разновидности правоохранительной службы система правовых актов, различных как по юридической силе, так и назначению.

Именно на основании и во исполнение этих актов федеральные органы исполнительной власти, на которых возложено непосредствен­ное руководство профильными видами правоохранительной службы, осуществляют нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах. Необходимость в этом диктуется су­щественными, порой их принципиальными особенностями, проистекающими из специфики порученных им сфер.

Предлагаем ознакомиться:  Выплата по осаго через суд

Специальными законами, регламентирующими правоохра­нительную службу в настоящее время, являются ФЗ «О систе­ме государственной службы РФ», Положение о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (действ. в ред.

Указа Президента от 24 декабря 1993 г. № 228, ФЗ от 30 июля 2002 г. № 78-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также внесенными в него изм.), ФЗ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Феде­рации» с изм. и доп.), Положение о правоохранительной служ­бе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.

Федеральными правоохранительными органами утвержде­ны инструкции, конкретизирующие процедуры приема граж­дан на службу, назначения на должности и освобождения от должности, заключения контракта и прекращения его действия, присвоения специальных званий и решения иных вопросов со­ответствующего вида правоохранительной службы.

Необходимо иметь в виду, что нередко должностные обя­занности по тем или иным видам должностей правоохранитель­ной службы устанавливаются актами Президента РФ и Прави­тельства РФ, но чаще и детальнее — инструкциями и другими ведомственными нормативными правовыми актами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

В регулировании отношений в сфере правоохранительной службы важное место принадлежит нормативным правовым ак­там о дисциплине (как правило, уставы). В них определяются ее содержание, нередко и правила служебных взаимоотношений, стимулы добросовестного исполнения обязанностей как в виде поощрений, так и ответственности.

Современное состояние правового обеспечения правоох­ранительной службы имеет значительные резервы для его су­щественного изменения. Сейчас обособленно и множеством правовых актов регулируется служба в правоохранительных органах отдельных видов (внутренних дел, таможенных и др.). Эти акты, с одной стороны, регулируют с разной полнотой одни и те же вопросы, с другой — содержат много одинаковых норм.

ФЗ о системе государственной службы предусмотрел изда­ние специального ФЗ «О правоохранительной службе РФ» как самостоятельном виде государственной службы. Известно, что его проект обсужден в первом чтении на заседании Государ­ственной Думы.

Конечно, проект предполагает возможность внесения в за­кон поправок. При всем этом представляет интерес стержневая идеология проекта рассматриваемого закона. Ознакомление с ней представляется полезной независимо от юридической судь­бы данного проекта закона (далее — ФЗ о правоохранительной службе).

Закон имеет целью установить правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной служ­бы; он определит принципы организации и функционирования правоохранительной службы РФ, правовые положения государ­ственного служащего правоохранительной службы и гарантии его прав; будет регулировать отношения, возникающие при по­ступлении на правоохранительную службу, ее прохождение и прекращение.

Основное содержание закона, составляющее существо пра­воохранительной службы, охватывается многими его позиция­ми. Некоторые из них освещаются ниже. Для закона характер­но то, что он сохраняет концептуальную преемственность в орга­низации и правовом обеспечении правоохранительной службы, а также содержит немало новелл.

Действующие нормативные правовые акты о видах право­охранительной службы, изданные в разное время, с внесенны­ми впоследствии в них изменениями и дополнениями, во мно­гом унифицированы, но сохраняют известные неоправданные различия. Они проявляются в полноте регулирования, принци­пах правоохранительной службы, ее прохождении и т. д. и не обусловлены необходимостью учета особенностей того или ино­го вида правоохранительной службы.

Так, в Положении о службе в органах внутренних дел РФ не дано понятие правоохранительной службы в этих органах; служба в таможенных органах в законе определяется как осо­бый вид государственной службы граждан Российской Федера­ции, осуществляющих профессиональную деятельность по реа­лизации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации;

под правоохранительной службой в органах по кон­тролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, в Положении о ней, понимается вид государственной службы граждан РФ, замещающих должности правоохранитель­ной службы в Государственном комитете РФ (ныне Федераль­ная служба. — Прим. автора) по контролю за оборотом нарко­тических средств и психотропных веществ (Госконтроль Рос­сии) и его территориальных органах.

Общее понятие правоохранительной службы впервые дано в ФЗ о системе государственной службы, согласно которому правоохранительная служба — вид федеральной государствен­ной службы, представляющий собой профессиональную слу­жебную деятельность граждан Российской Федерации на дол­жностях правоохранительной службы в федеральных государ­ственных органах, в службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и право­порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются спе­циальные звания и классные чины.

Концептуально данное понятие воспринято и ФЗ о право­охранительной службе. Но с обоснованными редакционными уточнениями, не лишенными смыслового значения. По ФЗ о правоохранительной службе специальное звание и классный чин присваиваются не гражданину, а государственному служаще­му правоохранительной службы, т. е.

гражданину, но уже за­мещающему должность, следовательно, имеющему самостоя­тельный специальный, в частности, административно-правовой, статус. Вне этого статуса гражданину не могут быть присвоены соответствующее персональное звание и классный чин. Иное дело, что такой статус и присвоение специального звания и классного чина могут быть оформлены одним и тем же актом.

Упомянутым Законом введено также обобщенное условное понятие государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба. Им охватываются также службы, учреждения, которые по своей сути не являются государствен­ными органами.

Правоохранительная служба отличается от гражданской службы по многим их конструктивным элементам. Но первое, что важно подчеркнуть, это то, что правоохранительная явля­ется лишь федеральной службой и осуществляется на должнос­тях не только в государственных органах (как это имеет место в гражданской службе), но и в других структурах правоохрани­тельной системы.

Перечень государственных органов, в которых предусмот­рена правоохранительная служба, устанавливается Президентом РФ. Однако пока вопрос об организационной системе правоох­ранительной службы в целом остается проблемным.

а) органы, специально созданные для осуществления задач правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, гос- наркоконтроля, финансового мониторинга, прокуратуры);

б) органы, правоохранительная деятельность которых со­ставляет лишь одну из их функций.

Она не представляет основного назначения соответствую­щих органов, но органично связана с ним и может занимать значительный удельный вес в их деятельности (Минюста Рос­сии, МЧС России, Федеральной таможенной службы).

Принципы правоохранительной службы. Напомним, что в отношении данной службы действуют общие принципы госу­дарственной службы, предусмотренные ФЗ о системе государ­ственной службы. Однако особенности их реализации в право­охранительной службе и дополнительные принципы, выража­ющие ее особенности, в общедоступных нормативных правовых актах о ней не установлены. Ситуацию в целом не меняет тот факт, что в Положении о правоохранительной службе в орга­нах внутренних дел им специально посвящена ст. 2.

Здесь гово­рится, что служба в указанных органах «строится в соответ­ствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, под­контрольности и подотчетности сотрудников органов внутрен­них дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливо­го вознаграждения за труд, продвижение по службе по резуль­татам труда, с учетом способностей и квалификации».

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Очевид­но, что принцип подконтрольности сотрудников в его данной редакции не созвучен с конституционным принципом разделе­ния осуществления государственной власти. Что касается дру­гих принципов, то они должны быть признаны, их соблюдение является необходимым условием нормальной работы органов внутренних дел.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector