Движение задним ходом: схема ДТП для европротокола

Считается ли

К дорожно-транспортной аварии относят понятие – столкновение одного, двух и более автотранспортных средств на проезжей части автодороги, либо прилегающей к автодорожной инфраструктуре территории.

Сам характер удара, причина и нахождение виновника в столкновении всегда будет иметь свои масштабы нанесенного ущерба. Например, если для кого-то удар дверью на парковке считается ДТП, то это неверное представление.

Такой случай, скорее всего, будет проходить не как ДТП, и не по закону «Об ОСАГО», а по статьям из Гражданского Кодекса, по типу ст. 15 – «Возмещение ущерба».

Автодорожным происшествием, ДТП принято по закону считать следующие случаи:

  1. Когда участников в происшествии двое и более, а также был нанесен ущерб имуществу и были выявлены пострадавшие.
  2. Когда участник один, столкнулся с недвижимым объектом.
  3. Когда водителем был совершен наезд на пешехода.

Случаями, относящимися к ДТП, не признаются:

  1. Ситуации, когда в аварии машина не участвовала.
  2. Когда автомобиль стоял неподвижным, зафиксированным, его мотор был заглушен.
  3. Случай, где нет никаких повреждений имуществу или пострадавшим.

Что же касается самой территории, где происходит столкновение, то из определения, что такое ДТП, ясно – прилегающая к проезжей части территория также учитывается как территориальный объект, место, где могут происходить аварии.

Однако если речь идет о возмещении ущерба при помощи обязательного страхования ОСАГО, то не все случаи засчитываются как ДТП. То же самое касается и страховки КАСКО.

Например, если машина наехала на другой автомобиль, который просто стоял с выключенным двигателем, тогда такие обстоятельства не засчитают как автодорожную аварию.

Но вот если обе машины пытались выехать из парковочной площадки, либо как-то перемещались по ней, тогда это очевидное ДТП.

Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора

Двор — это прилегающая территория. Приоритет при выезде с прилегающей территории определен в пункте 8.3. Правил дорожного движения.

Пункт 8.3 ПДД
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Требование уступить дорогу изложено в разделе терминов и определений ПДД.

Термин «Уступить дорогу»
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Если первый автомобиль продолжит движение он вынудит изменить скорость или направление второго автомобиля. Требование «Уступить дорогу» выполнено не будет.

Пока открыт вопрос, распространяется ли требование «Уступить дорогу» по отношению к автомобилю, который едет задним ходом и есть ли у него преимущество?

Движение задним ходом должно выполнятся в соответсвии с пунктом 8.12 Правил.

Пункт 8.12
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещается разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Движение задним ходом мимо выезда с прилегающей территории не запрещено. Имеет ли преимущество автомобиль движущийся задним ходом?

Из пункта 8.12 видим, чтобы начать двигаться назад должны быть выполнены определенные условия. В противном случае движение задним ходом запрещено.

Основные причины происшествия на парковке

Случаи на автопарковках не происходят просто так по несчастливой случайности. Всему тому есть свои причины, которые специалисты отметили отдельным списком факторов.

К таким факторам относятся следующие обстоятельства и ситуации:

  1. Изменение в модификациях автомобилей – некоторые новые модели машин отличаются по габаритам.
  2. Некоторые процессы урбанизации, смена схем в автодорожной и придорожной инфраструктуре.
  3. Высокая плотность автомобилей и движения возле парковочной стоянки.
  4. Отсутствие организации парковочного места по стандартам ГИБДД.
  5. Неисправность автомобилей.
  6. Невнимательность и неопытность водителей.
  7. Изначально неправильное положение автомобиля на парковке.

Статистические данные не утешительные – они показывают частотность происшествий на парковочных территориях. Сегодня специалисты полагают, что благодаря дополнительному оборудованию можно избежать таких аварий.

По мнению статистов, в 8 случаях из 10 аварии на парковке случаются именно тогда, когда автомобиль выезжает задним ходом из своего места стоянки.

Такая система называется RCTA, она среагирует специальным сигналом при движении машины задним ходом. Если вскоре автомобиль рискует столкнуться с каким-либо препятствием.

Предупреждение система подает не только звуковое, но и визуальное, с изображением на монитор. Специалисты полагают, что большую часть аварий можно предотвратить, если машины будут снабжены камерами заднего видения.

Парковочное место – это не просто площадь для временной стоянки автотранспортных средств, это еще площадка со специальной разметкой, которая определяет для каждой машины свое ограниченное пространство.

Предлагаем ознакомиться:  Страховка для выезда за рубеж онлайн

Места для стоянки каждой машины не должны быть узкими, иначе это грозит постоянными ДТП на парковке.

По стандарту, принятому в России, при разметке парковочных мест учитываются габариты всех автомобилей, в том числе и грузовых (по необходимости).

Есть еще и другие правила, как правильно должна быть нанесена на асфальт разметка, они заключаются в следующем:

  1. Промежуток между открытой дверцей машины и рядом стоящей машиной должен быть таким, чтобы один средней комплекции человек мог бы свободно проходить.
  2. Возле парковки должен обязательно стоять знак – синее поле и большая белая буква «Р».
  3. Возможность маневрировать во время подъезда-выезда из парковочного места обязательно должна присутствовать.
  4. Толщина линий разметки должна быть хорошо просматриваемой и достаточной для видимости.
  5. Краску для разметки используют обязательно особую, имеющую эффект световозврата.
  6. Все мелкие объекты – колонны, тумбы, столбы, деревья, урны, терминалы и прочее – не должно мешать заезду и выезду в карман парковки каждой из машин, не должно сокращать пространство кармана.
  7. Прежние линии не должны быть видны при окрашивании новых разметочных обозначений.
  8. Ширина одной линии – не более 10 см.
  9. Самое лучшее положение разметочных линий – «под наклон» (40-60 градусов), либо «ёлочкой» для больших парковок, «перпендикулярно проезжей части» для маленьких заездных карманов у дороги.

В оформлении парковок законом не воспрещается обсаживать площадку зелеными насаждениями – кустарником, деревьями, клумбами.

Но для машин, на которых ездят инвалиды за рулем, место парковки должно быть обустроено большим – до 3,5 м шириной.

Отклонение от норм допустимо на 5 см. Обновление окрашенного покрытия места временной стоянки автомобилей должно происходить не реже 1 раза в 6 месяцев.

Со шлагбаумом

Если парковочная площадка снабжена шлагбаумом, то это предполагает, что необходимо сначала внести определенную сумму денег, являющуюся платой за стоянку. Только после этого преграда откроется, и вы сможете проехать на автомобиле.

Если же человек допускает ДТП на парковке со шлагбаумом, то причины могут быть следующие:

  1. Водитель не хочет оплачивать услуги стоянки.
  2. Водитель допустил ошибку при управлении машиной.
  3. Водитель осознанно нарушил правила.
  4. Водителя отвлекли мелкие обстоятельства при оплате по терминалу.

Терминалы или паркоматы не всегда устроены так, чтобы давать сдачу. Это зачастую сбивает водителей с толку, нарушает их концентрацию внимания, от чего и случаются аварии.

Что делать

Движение задним ходом: схема ДТП для европротокола

Если в столкновении машин виноваты вы, тогда вам следует обратить внимание на следующие первые действия, которые необходимо сделать:

  1. Зафиксировать авто в неподвижном положении. Двигатель машины следует заглушить, а также поставить на ручник.
  2. Включить фары аварийной сигнализации.
  3. Выставить знак аварийной ситуации.
  4. Выйти из автомобиля и сразу посмотреть, не сработала ли сигнализация у соучастника ДТП.
  5. Убедиться, нет ли третьего или еще кого-либо участника в ДТП, когда при столкновении потерпевший мог толкнуть другую машину.
  6. Проверить наличие, либо отсутствие раненых людей. При случае обязательно оказать первую помощь, вызвать медицинскую службу или самому отвезти пострадавшего, если степень тяжести его телесных повреждений может оцениваться как «тяжелая».
  7. Теперь только можно присмотреться к повреждениям автомобиля, как своего, так и авто потерпевшей стороны.
  8. Сфотографировать или снять на видеокамеру место происшествие обязательно.
  9. Необходимо узнать адрес, где именно находятся столкнувшиеся автомобили.
  10. Вызвать по телефону (номер – 112) ДПС для разрешения сложной ситуации, если есть разногласия и споры по оценке ущерба между сторонами-участниками в происшествии.

Но если стороны между собой мирно договорились, раненных не было, а повреждения имущества незначительные, то тогда мнение очевидцев необязательно.

При обстоятельствах, где виновником в столкновении на парковке являетесь вы сами, нельзя покидать место происшествия.

В таком случае не надо оставлять записку, где написан ваш номер телефона и номер вашей машины. Один из участников в любом случае обязан вызвать патрульную дорожную службу.

К тому же, если неподалеку от места парковки имеются камеры видеонаблюдения, то они зафиксируют номер машины, внешность водителя, который спровоцировал случай, а также исчезновение его с места ДТП без согласия сотрудников патрульной службы.

После того как заявка поступит в учреждение автодорожной полиции, служащие объявят в розыск виновника, проверят все камеры видеонаблюдения, если они установлены неподалеку у места парковки, найдут и опросят свидетелей, если они есть.

Предлагаем ознакомиться:  Заведено исполнительное производство - советы адвокатов и юристов

В страховую компанию тоже можно обратиться в таком случае, она выплатит потерпевшему страховку, а затем, эту же сумму стребует с найденного виновника в качестве регресса по ОСАГО.

«Уступить дорогу» против «не создаст помех»

  • «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термин, «не создаст помех» в контексте пункта 8.12 — общее условие в буквальном смысле;
  • «Опасность для движения» — термин, безопасный маневр — общее условие в буквальном смысле.

Правила дорожного движения основаны на Конвенции о дорожном движении. Когда возникают сомнения в толковании всегда можно обратиться к «вышестоящему» документу.

Цитата из Конвенции о дорожном движении
2. Водитель, который намерен выполнить разворот или дать задний ход, должен убедиться в том, что он может выполнить этот маневр, не подвергая опасности других пользователей дороги и не мешая им.

Как видите, никакой связи с терминами, определяющими приоритет при пересечение траекторий нет.

В данной ситуации не стоит вопрос приоритета, то есть когда у одного автомобиля преимущество, у другого требование уступить дорогу. Здесь вопрос разрешено или нет в принципе движение автомобиля задним ходом.

Движение задним ходом никак не должно мешать другим участникам движения.

Ответ
Первым должен проехать автомобиль, выезжающий из двора.

Нужно ли ставить знак аварийной остановки

Всегда следует выставлять дорожный портативный знак, говорящий об аварийной остановке машины. Такое правило отражено в правовом стандартном положении – п. 7.2 ПДД (Правил дорожного движения).

Знак следует устанавливать на расстоянии 15 м от машины, если для этого предусмотренная парковочная площадка и схема автодороги, где начинается проезжая часть.

Благодаря наличию на проезжей части такого знака, другие водители будут предупреждены о ДТП и станут замедлять свой ход или аккуратно проезжать место столкновения.

Кто должен проехать первым?

Поэтому знак обязательно должен находиться в пределах видимости для других проезжающих мимо машин.

Как правильно оформить

Оформление автопарковочной аварии следует производить в соответствии с факторами сложившейся ситуации. Поэтому существует два пути, идя по которому можно правильно провести процедуру оформления такого происшествия.

Изначально всегда определяется в ДТП на парковке, кто виноват, после – приблизительно оценивается стоимость ремонта повреждений машины потерпевшего.

Если же есть раненные, либо имущество потерпевшего участника аварии было повреждено сильно, ущерб оценен на сумму более 50 000 рублей, тогда следует вызывать сотрудников ГИБДД, чтобы они всё сделали по всей форме.

Наличие в системе оформления ДТП Европротокола во многом сокращает время и нервы автомобилистам.

Этот документ дает право водителям оформлять происшествие без вызова ГИБДД, если нет раненных в аварии, а также не причинен крупный дорогостоящий ущерб.

Размер ущерба при визуальной оценке не должен составлять сумму более 50 000 рублей. Прежде чем заполнять Европротокол, следует посмотреть, соответствует ли ситуация тем условиям, при которых такой документ вступает в юридическую силу.

Условия должны фигурировать следующие:

  1. Нет пострадавших, раненных лиц после столкновения машин или одной машины с другим объектом.
  2. Вред причинен после аварии только имуществу потерпевшего.
  3. В столкновении должно быть только 2 участника.
  4. Отсутствие разногласий, споров между участниками аварии.
  5. Оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО.
  6. Сумма ущерба – не больше 50 000 рублей.

Тогда уже дорожные полицейские рассмотрят все детали ситуации, выявят виновника, составят свои протоколы, постановления об административном правонарушении и выпишут справки сторонам об участии в ДТП.

Например, если движущаяся на парковке машина толкнула другую, а та, в свою очередь, по инерции откатилась на третью, и все три водителя при этом были в салоне своих автомобилей, тогда уже вызывают службу ГАИ.

При заполнении бланка европротокола, который был выдан страховщиком вместе с полисом ОСАГО, следует учесть правила оформления такого документа:

  • автотранспортные средства сдвигать с мест столкновения нельзя, пока не заполниться и не подпишется сторонами Европротокол;
  • сразу необходимо сфотографировать последствия аварии;
  • писать в бланке простым карандашом нельзя, либо иными стирающимися канцелярскими приборами. Достаточно обыкновенной шариковой ручки;
  • бланк заполняется с обеих сторон – на экземпляре виновника, а также на экземпляре потерпевшего;
  • заполнение происходит совместно с обеих сторон;
  • вносятся, соответственно графам и пунктам, схема столкновения, номера автомобилей, их названия марка, модель, номер водительских удостоверений и прочие данные;
  • в пункте «Другие участники» следует проставлять прочерк;
  • если машина не может самостоятельно перемещаться, тогда возле соответствующего пункта проставляют галочку у слова «Нет»;
  • в примечании пишут названия фотообрудования, либо видеооборудования, которым производилась съемка места происшествия;
  • все сведения должны быть идентичны на обоих экземплярах протокола;
  • точно также и подписи обеих сторон, дата, время должны быть на всех экземплярах документа.
Предлагаем ознакомиться:  Профстандарт педагога 2019, утвержденный правительством РФ

Для правильного заполнения всех пунктов и срок бланка понадобятся следующие документы:

  • гражданские паспорта с обеих сторон участников в ДТП;
  • водительские удостоверения;
  • полисы ОСАГО;
  • ПТС на автотранспортные средства;
  • доверенность на управление авто, если за рулем находился не собственник машины, а доверенное лицо.

Доверенность следует обязательно оформлять у нотариуса, иначе она будет считаться недействительной.

Если один из участников является иностранным гражданином, легально находящимся на территории России, тогда вместо полиса ОСАГО, он может предъявлять для заполнения Европротокола Зеленую карту.

Такая карта дает право пользоваться страховкой иностранному лицу на территории РФ.

Одной из главных задач в оформлении автопарковочного ДТП – это грамотное и точное составление схемы происшествия.

Нужно знать, не только как схематически изобразить объекты столкновения и местность, но также и что еще должно в схеме содержаться в обязательном порядке.

Схема должна отражать:

  1. Место, территорию, где случилась авария. Отмечается отдельная часть парковочной стоянки, всю ее территорию рисовать не нужно.
  2. Расположение соседних машин обязательно, если они были.
  3. Направление движения машины указывается стрелочками.
  4. Разметка на парковке, дорожные знаки.
  5. Малые объекты – скамья, урна, столбы и прочее, что было поблизости возле места аварии.

Первый удар при столкновении обычно указывается в отдельной графе бланка европротокола. В случае, когда ДТП оформляют сотрудники автодорожной полиции, схему будут составлять они сами.

Но делать это должны они в присутствии и под наблюдением самих водителей – участников аварии.

Является ли страховым случаем ДТП на парковке

Еще пару лет назад столкновение на парковке могли и не воспринимать в качестве дорожно-транспортной аварии, которая фигурировала бы как страховой случай по полису ОСАГО, либо КАСКО.

Обычно при таких обстоятельствах просто возмещался ущерб по статьям из Гражданского Кодекса.

Но в связи с июньскими изменениями, которые произошли в 2019 году в Правилах страхования ОСАГО, теперь определены, так называемые – «внутренние территории».

Движение задним ходом: схема ДТП для европротокола

Внутренняя часть зоны действия страхования – это дворы домов, стоянки и некоторые виды парковочных площадок.

Такими, например, являются:

  • паркинги, которыми оборудованы цокольные этажи больших торговых центров;
  • парковочные места во дворах жилых многоквартирных домов;
  • парковочные площади во дворах муниципальных, государственных и общественных зданий и сооружений.

Это и заездные карманы с разбивкой на места для парковок, и специально сделанные площадки для временных стоянок автомобилей у заправок, стадионов, причалов и прочих территорий.

Поэтому благодаря последним изменениям в Правила страхования ОСАГО, которые вступили в силу в начале 2019 года (часть в январе, а другая часть в апреле), парковочные места теперь тоже признаются территорией страхования.

Поэтому при случившемся столкновении на парковке, следует заглянуть в полис КАСКО, если он есть у водителя, и прочесть условия договора, перечень, что входит в страховые случаи.

Кроме территории влияния страхового полиса есть еще такой важный критерий, как характер столкновения.

Тогда водитель-виновник может воспользоваться своим полисом ОСАГО, чтобы покрыт убытки, причиненные им пострадавшей стороне.

То же самое следует сказать и о наезде на шлагбаум, дерево и прочее. В таких случаях может сыграть большую роль полис КАСКО.

Штраф

За то, что виновник в столкновении на автопарковке скрылся из виду, покинул место происшествия без уважительных причин, полагается штраф.

Как правило, сейчас почти все парковочные площадки и прилегающие к ним места оснащены специальными камерами видеонаблюдения, поэтому разыскать виновника сотрудникам дорожной полиции не составит большого труда.

Предупреждение первое
Арест виновника на 15 суток
Штраф в размере от 500 до 1500 руб.
Лишение водительского удостоверения сроком на 1 или 1,5 года
Конфискация автомобиля на штрафстоянку до уплаты штрафа или на 15 суток

За период с июня 2019 года по май 2019 год экспертами была оценена ситуация с ДТП, произошедшими на парковочных стоянках и площадках.

За этот годичный период было выяснено, что подобные происшествия составили, не много, ни мало, 40% от всех случаев ДТП.

Это серьезная проблема, которая требует тщательного рассмотрения и принятия эффективных мер по недопущению подобных случаев.

Поэтому сейчас особое внимание автодорожными полицейскими службами приковано также и к парковочным местам, а не только проезжей части и перекресткам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector