Предельный минимальный размер земельного участка

Федеральный закон о предельном минимальном размере земельного участка

Предельно допускаемая площадь землевладений (минимальные и максимальные показатели) регламентируется нормами Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), которые принимаются муниципальными властями (статья 30 Градостроительного кодекса РФ).

В правилах, согласно положениям, установленным Градостроительным кодексом РФ (статья 38), на любой территории закрепляется специальная градостроительная регламентация, с учетом особенностей которой в каждой территориальной зоне вводятся различные виды разрешенного землепользования, а также их допустимые габариты.

Предельный размер для любого вида надела является обязательным параметром, который используется:

  • при формировании новых землевладений из участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • при передаче органами государственной или муниципальной власти участков под индивидуальное жилищное строительство, огородническую деятельность, дачное строительство или разведение садовых культур, под ЛПХ или КФХ, а также для прочих возможных типов эксплуатации, гражданам или различного рода организациям, в собственность либо аренду;
  • при определении целесообразности деления наделов;
  • при установлении возможности или отсутствия таковой для прирезков к землевладениям (то есть, при перераспределении земель);
  • при формировании новообразованного надела, не подлежащего дальнейшему разделу, относящегося к категории сельскохозяйственных владений, по итогам деления участка земли, совмещения либо перераспределения земельных угодий;
  • при осуществлении выделения земли, оформленной в общую собственность и относящейся к сельскохозяйственной категории (для использованиях в целях ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства) (когда главным видом деятельности выступает: садоразведение, выращивание овощных культур, разведение цветов, содержание виноградников, взращивание семян, разведение домашней птицы, пчеловодство, занятие рыбоводством или другой разрешенной деятельностью, осуществляемой для произведения сельхозпродукции, в соответствии с технологией, предусматривающей эксплуатацию землевладений, параметры которых меньше минимальных пределов земель, определенных законодателем на уровне субъектов нашего государства) — согласно размеру принадлежащей лицу доли в подлежащем разделу недвижимом имуществе;
  • при выделении доли участка, не пользующейся спросом в отдельное землевладение — на основании данных о его фактической площади;
  • при выделении надела, входящего в состав земель сельхозназначения, орошаемых искусственным путем, либо осушаемых участков в счет принадлежащей доли в праве общей собственности на объект — с учетом допустимости отдельного функционирования выделяемой части (обязательно принимая во внимание естественные границы территории);
  • при создании землевладения, отнесенного к территориям, орошаемым искусственным путем, или осушаемым участкам — не ниже, чем возможный минимальный размер, предусмотренный органами власти субъекта нашего государства для таких владений.

Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.

Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.

Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.

Предельные размеры земельных участков после 1 марта 2015 года

До 01.03.2015 г. действовала сформулированная в статье 33 Земельного кодекса России норма права, впоследствии упраздненная Федеральным законом №171-ФЗ, согласно которой размеры – как максимальные, так и минимальные – земельных наделов должны были устанавливаться местными и/или региональными властями, равно как и правила выделения участков под разные категории деятельности.

Тем не менее, далеко не правильно было бы говорить о выходе из употребления всех касающихся определения размеров земли положений упомянутого выше кодекса.

В частности, все еще действуют пункты 1 и 2 статьи 11.9 Земельного кодекса, предусматривающие регулирование крайних значений земельных наделов Правилами землепользования и застройки или федеральными законами, в зависимости от того, подпадает участок под действие градостроительного регламента или нет.

Предельный минимальный размер земельного участка

Следовательно, и в этом случае действует принцип иерархии нормативных документов: законы, принятые субъектами Российской Федерации, должны соответствовать федеральным законам, а те, в свою очередь, кодексам и Конституции.

И действительность решения местного законодательного органа о предельных значениях площадей выделяемых земельных участков сохраняется только в том случае, если положения Федерального закона его не отменяют.

После того, как статья 33 Земельного кодекса утратила силу, упомянутых случаев осталось не так много:

  • Выделение земли под ведение фермерского (крестьянского) хозяйства. Как следует из пункта 6.1 статьи 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в этом случае предельные значения границ, как и прежде, должны быть установлены местными законодательными органами. В частности, в Челябинске минимальная площадь участка под такой вид использования, как следует из местного закона, составляет 50 га, а максимальная – 150 га (помимо исключений, предусмотренных законодателем);
  • Выделение участка под ведение личного подсобного хозяйства. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», бремя определения крайних значений площади выделяемых земельных наделов лежит на органах местной власти. Для примера, в упомянутом выше населенном пункте такие значения были установлены на уровне 0,02 и 0,2 га. Эти значения касаются, как можно понять из сказанного выше, размеров одного надела земли. Суммарная же площадь всех находящихся во владении одного субъекта права участков в том же населенном пункте определена, в соответствии с пунктом 5 вышеупомянутого федерального закона, как 2,5 га: больше этого значения, одно лицо иметь в собственности права не имеет, несмотря на площадь каждого отдельного участка;
  • Выделение земли под ведение сельского хозяйства. Как можно заключить после прочтения пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», органы местного самоуправления должны самостоятельно установить нижний предел площади выделяемого под указанную цель надела земли:
    • В Челябинске он равен 0,5 га;
    • Суммарная площадь сельскохозяйственных земель, находящихся в распоряжении одного субъекта (физического или юридического лица), может составлять, согласно пункту 2 той же статьи, до 10% от общей площади земель сельхозназначения в соответствующем регионе на момент выделения участка;
    • Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1 вышеупомянутого Федерального закона, в дополнительном регулировании нуждается вопрос о площади участков, выделяемых под дачное, садовое хозяйство, животноводство или огородничество, личное подсобное хозяйство или гаражное строительство;
  • Выделение участка для предоставления физическим лицам в собственность на безвозмездной основе в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса. Подпункт 6 касается предоставления надела многодетным (от 3 детей) семьям. В том же населенном пункте, в зависимости от сопутствующих обстоятельств, предельные размеры составляют: минимальный – 0,06-0,1 га, максимальный – 0,2-0,3 га. Подпункт 7 – обо всех остальных случаях, когда возможно бесплатное предоставление земли гражданину, в частности:
  • оформления надела в собственность членами старых товариществ садоводов, согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В Челябинске максимальные значения площадей составляют: для огородников – 0,5 га, для дачников – 0,3 га, для садоводов – 0,15 га;
  • оформление участка владельцами жилья, получившими соответствующие права до вступления в силу Земельного кодекса России;
  • в прочих ситуациях.

Предоставление земельного участка на платной основе (или на безвозмездной, на основаниях, не предусмотренных подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса) в настоящее время регламентируется Правилами землепользования и застройки, предусматривающими большое разнообразие для каждого региона.

Далее будут рассмотрены случаи выделения земельных наделов под разные варианты использования с указанием наименьшей и наибольшей допустимой площади для каждого участка.

Минимальный размер земли под ИЖС

Установление закона в отношении предельных размеров участков земли продиктовано необходимостью поддержания разумного землепользования и полагается целесообразным, ведь при неимении таких ограничительных мер делить наделы можно было бы бессчетное количество раз, что привело бы к появлению микроучастков, не подходящих для эксплуатации надлежащим образом.

Обычно возникновение земель, площадь которых очень большая, тоже мешает их всесторонней и эффективной эксплуатации. Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.

Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.

Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:

  • процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
  • деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;
  • возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
  • намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.

Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен. Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.

Сегодня законодательные положения в отношении размеров землевладений подверглось серьезным изменениям. Утрачена сила пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего положение о том, что при разделе землевладения на несколько объектов, габариты сформированных наделов должны находиться в пределах, которые предусматривает градостроительный регламент относительно максимальных параметров земель, и не должны быть ниже обозначенной минимальной нормы землевладений.

Предлагаем ознакомиться:  Пожизненное наследуемое владение земельным участком

При этом предписание о необходимости соответствия параметров формируемых наделов указаниям градостроительного регламента все еще зафиксировано пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, лишилась законной силы статья 33 указанного кодекса, которой указывалось, что предельные минимальные и максимальные показатели землевладений, передаваемых населению под КФХ, садоводческую и огородническую деятельность, разведение домашнего скота, дачное строительство, регламентировались правовыми нормами органов муниципальной власти.

Судя по всему, делая такие поправки относительно допустимых параметров землевладений в законодательной базе, уполномоченные органы руководствовались необходимостью упразднения законодательства, контролирующего такого рода правоотношения, и ликвидацию аналогичных норм, одновременно содержащихся в нескольких одновременно действующих нормативных актах. К примеру, лишенный силы пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ по сути дублировал пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Еще одним поводом для внесения изменений считается стремление законодателя ликвидировать разногласия, касающиеся использования правовых норм, регулирующих минимальные показатели землевладений, передаваемых в собственность населению из участков, являющихся государственной либо муниципальной собственностью, с прочими правоотношениями, не относящимися к передаче наделов.

Сегодня показатели минимального и максимального размера землевладений, касательно которых градостроительными нормами предусматривается особая регламентация, устанавливаются положениями соответствующих регламентов.

Данная позиция законодательно закреплена в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Отражение градостроительных регламентов происходит посредством правил землепользования и застройки муниципалитета, а утверждение их происходит при помощи представительных органов местной власти.

Не забывайте о том, что каждый самостоятельный регион нашего государства предусматривает собственные нормы относительно предельных показателей земель. Таким образом, единых положений, на которые можно ссылаться при рассмотрении подобных вопросов, на территории России не предусмотрено.  

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в ПЗЗ

Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.

На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.

Максимальный размер участка под ИЖС определяется также региональной властью. При определении данной величины оцениваются одновременно ряд факторов:

  • Объем земельных наделов, их количество.
  • Спрос на землю.
  • Как осваиваются и заселяются земельные участки.
  • Развитие региона в целом.

Это не означает, что если максимальный размер участка установлен 15 соток, то каждый обратившийся за землей в администрацию муниципалитета может рассчитывать на поучение максимума, только потому что заявитель этого хочет и может себе позволить. Предельная величина предоставляемой земли под строительство дома устанавливается с учетом количества лиц, которые будут проживать в нем, а также техническим и санитарным нормам и правилам.

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Предельные размеры определяются для участков в том случае, если планируется продать или передать в пользование определенную площадь земли, принадлежащей государству. Земля эта выделяется из состава общей территории.

Каждый выделенный участок не должен превышать установленных предельных параметров, при этом сами предельные размеры участка устанавливаются в соответствии с видами допустимого землепользования в отношении участка органами местного самоуправления или органами регионального масштаба.

В ГрК РФ существуют правила установки минимальных и максимальных размеров участков земли, передаваемых в собственность или пользование из земельного государственного фонда. Основные нормы, определяющие размер участка, содержатся в ПЗЗ, то есть в Правилах землепользования и застройки. ПЗЗ принимаются муниципалитетами.

Существуют строительные регламенты, разработанные для возведения конструкций капитального строительства и осуществления их реконструкции.

Частью регламента являются предельно допустимые размеры участков земли и других элементов, которые выражаются в следующих минимальных и максимальных параметрах:

  • Наиболее маленькие и наиболее большие площади земельных наделов;
  • Определение минимально допустимого расстояния от пределов территории земли до объектов, которые возводятся на этой земле, включая здания, сооружения, конструкции капитального строительства. При этом осуществление строительных работ за пределами установленных границ строительства запрещено;
  • Установка максимального количества этажей сооружения, определение высоты здания;
  • Определение предела застройки территории в процентном соотношении общей площади и площади застройки;
  • Установленные ГрК РФ параметры, в отношении которых определены минимальные и максимальные размеры.

Предлагаем ознакомиться:  Максимальный процент удержания алиментов из заработной платы: какой размер не может превышать сумма?

Существуют территории с идентичными видами разрешенного землепользования, но при этом пределы размеров участков в границах таких территорий могут быть различны.

В случае, если владельцы участков, предельно допустимые размеры которых ниже минимума, установленного нормами градостроительного законодательства, если форма участка или иные основные параметры земельного надела негативно сказываются на эксплуатации такого участка, то собственники имеют возможность потребовать разрешение на то, чтобы нарушить незаконные ограничения на осуществление строительных работ при возведении объектов капитального строительства.

В таких случаях за основу берутся нормы строительного регламента, принятого в муниципалитете, в ведении которого располагается земельный участок. Если такие требования соблюдены, то владелец участка может получить разрешение на отклонение от пределов допустимого возведения капитальных объектов и их реконструкцию.

Изучите допустимые параметры земельных наделов и минимальные, максимальные параметры допустимого возведения конструкций:

  • Максимальные и минимальные разрешенные размеры участка:
    • Для возведения жилого помещения с целью проживания в нем одной семьи выделяется 0,15 – 0,4 гектаров;
    • Для реализации подсобного хозяйства в личных целях допускается использовать 0,01 – 0,6 гектаров;
    • Для ограниченной блоками конструкции, построенной для проживания людей, на каждую квартиру выделяется от 0,012 гектаров до 0,045 гектаров;
    • Для возведения объектов культурного наследия можно получить 0,01 – 5 гектаров;
    • Чтобы применить землю под объекты коммунальных служб минимально выделяется 0,001 гектар;
    • Для возведения любых других сооружений необходимо применять нормы из свода правил, скорректированных СНиП 2.07.01 под номером 89;
  • Предельные отступы от границ участка земли:
    • На расстоянии 3 метров от границы участка нельзя возводить строительные объекты и помещения;
    • Ближе, чем на 1 метр от границы территории, нельзя возводить объекты коммунальных служб, если на самом участке разрешено возводить здания, строения или иные капитальные объекты;
    • В пределах 1 метра от границы с соседним участком земли нельзя возводить любые хозпостройки;
    • Допускается не фиксировать минимальный отступ между участками от границы, если владельцы участков письменно составили соглашение об этом. Особенно актуально такое соглашение в случае размещения построек, которые могут быть блокированы при соблюдении норм минимальных отступов от границ участков. При этом важно, чтобы нормы технической безопасности при возведении построек были соблюдены в полной мере;
  • Максимально допустимое число этажей в возводимом здании:
    • Для ИЖС допустимо максимум 3 этажа построить у дома;
    • Для блокированного дома можно строить до 3 этажей;
    • Для многоквартирного дома малоэтажного типа можно возводить не более 4 этажей;
    • Для других построек и сооружений высота ограничена 3 этажами;
  • Максимальная высота объектов различного назначения:
    • Для коммунальной сферы обслуживания существует ограничение в 5 метров;
    • Для возведения культовых сооружений необходимо применять нормы Постановления Госстроя РФ № 92 от 27 декабря 1999 года;
  • Максимально допустимый процент занятой площади участка земли под строительство объектов на данном участке:
    • Для возведения помещений для проживания людей можно застроить до 30% выделенного участка;
    • Для строительства любых помещений можно занимать 40%. При этом такие помещения не должны являться детскими учреждениями;
  • Если участок земли, на котором планируется осуществить строительные работы для возведения объектов капитального строительства, расположен в территориальном пределе земель с особыми условиями эксплуатации, в качестве норм предельных размеров применяются нормы, указанные в НПА федерального значения.

Предельный минимальный размер земельного участка в Ленинградской области

В переделах Московской области указанный вопрос регулируется положениями Закона «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», разработанного согласно предписаниям Земельного кодекса РФ, и определяющего показатели максимальных и минимальных площадей наделов, передаваемых населению во владение из земель, собственником которых выступает государство либо муниципалитет, под крестьянское (фермерское) хозяйство, садоразведение, устройство огородов, дачное строительство.

Согласно статье 1 вышеуказанного закона, предельно допустимые минимальные показатели размера землевладений, передаваемых в собственность граждан, определяются в зависимости от целей их эксплуатации и составляют:

  • для КФХ – 2,0 га;
  • под садоводческую деятельность – 0,06 га;
  • для устройства огородов – 0,04 га;
  • под дачное строительство – 0,06 га.

Статьей 2 данного правового акта регламентирована максимально допустимая площадь наделов, передаваемых населению во владение, которая, исходя из определенных целей землепользования равна:

  • для ведения КФХ – 40,0 га;
  • для садоразведения – 0,15 га;
  • под огородническую деятельность – 0,10 га;
  • под дачное строительство – 0,25 га.

В статье 3 закона, регламентирующего указанный вопрос на территории Московской области, приводятся завершающие положения, гласящие следующее:

  • указанный правовой акт подлежит применению, когда федеральное законодательство и законы Московской области не предусматривают других показателей в отношении размеров землевладений, передаваемых в собственность жителей;
  • при возникновении обстоятельств, когда площадь надела, выделенного определенному лицу на законных основаниях, ранее, чем данный закон получил юридическую силу, меньше минимальных показателей либо выше максимальных, отраженных в статьях 1 и 2 названного правового акта, то для конкретного землевладения этот параметр принимается в качестве максимального или минимального;
  • для уплаты соответствующих налогов, в качестве предельных показателей параметров наделов, в прошедшем времени выделенных лицам для пожизненного наследуемого владения, выступают следующие:
  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для разведения домашнего скота – 0,20 гектара;
  • под дачное строительство – 0,12 гектара.

Московская область регулирует обозначенный вопрос рядом самостоятельных законодательных актов, основанных на Земельном кодексе РФ. Такие предписания призваны контролировать габариты участков при осуществлении процедуры межевания как в отношении крупных, так и небольших объектов недвижимости. После того, как их точный размер установлен, земли передаются во владение юридических и физических лиц.

Участки земли могут выделяться для следующих целей:

  • осуществления огороднической деятельности;
  • ведения КФХ;
  • разведения садовых насаждений;
  • постройки дачных домиков.

Закон по Московской области в статье 1 фиксирует требования к минимально допустимым габаритам наделов, переданных в собственность определенных лиц, которые сегодня составляют:

  • для крестьянского (фермерского) хозяйства — 2 га;
  • для культивирования урожая для личных нужд — 0,04 га;
  • под садоводство — 0,06 га;
  • под возведение дачных домиков — 0,06 га.

Положениями областного закона Ленинградской области от 29.10.2003 о предельных размерах государственных и муниципальных землевладений, предоставляемых гражданам в собственность на основании предписаний Земельного кодекса РФ, регламентированы обязательные показатели предельных размеров земельных объектов, являющихся собственностью государства или муниципальных образований, передаваемых во владение граждан.

Также при определении параметров земельных участков законодателями были учтены нормы Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Статьей 1 вышеуказанного нормативно-правового акта определяется следующий предельный размер землевладений (максимальный и минимальный):

  • под ведение КФХ — 0,05 га;
  • для садоводства — минимум 0,05 га;
  • для возведения построек дачного типа — не менее 0,05 га;
  • под содержание огорода — минимум 0,01 га;
  • для разведения сельскохозяйственных животных — не меньше 0,01 га.

Предельный минимальный размер земельного участка для садоводства

Согласно Земельному кодексу РФ, на сегодняшний день допускаются такие показатели минимальных и максимальных площадей участков земли, передаваемых во владение граждан из государственных и муниципальных наделов:

  • для садоразведения: минимум – 0,05 га, максимум – 0,12 га;
  • под дачное строительство: не менее 0,05 га и не более 0,20 га;
  • для устройства огорода: минимально – 0,01 га, максимально – 0,10 га.

Предельные габариты землевладений, выделенных во владение лицам в безвозмездном порядке из государственной собственности, равны:

  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для огороднической деятельности – 0,10 гектара;
  • под дачное строительство – 0,20 гектара.

Перед разграничением собственности государства, безвозмездная передача землевладений населению производится согласно местным нормативным актам. Таким способом надел может быть выделен лишь единожды.

Минимальная площадь надела, являющегося государственной либо муниципальной собственностью, передаваемого лицу во владение (кроме ситуаций, оговоренных нормами федеральных законов), равна:

  • для разведения садов — 0,03 га;
  • под огороды — 0,06 га;
  • под дачное строительство — 0,05 га;
  • для разведения домашнего скота — 1 га;
  • под КФХ — 5 га.

Вышеуказанные нормы не относятся к тем случаям, когда земли сельхозназначения, собственниками которых являются государственные или муниципальные органы, выделяются под КФХ, основной вид деятельности которых — разведение садов, овощных культур, цветов, виноградников, птицы, пчел, рыбы, выращивание семян, и прочие виды деятельности для произведения сельхозпродуктов в соответствии с технологией, предусматривающей допустимое пользование землей, площадь которых не превышает пяти га.

Минимальный размер участка при разделе земли

Нормы в каждом регионе свои, поскольку предельные размеры устанавливает местный орган власти. Закрепляются такие величины градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) определенной местности.

В местной администрации и подскажут, какова установленная на его территории максимальная площадь и минимальная площадь участка под ИЖС и для других случаев.

Предлагаем ознакомиться:  Изъятие земельного участка из собственности граждан

Региональными законами №№63/2003-ОЗ, 83-ОЗ и 405-53 на территории Московской и Ленинградской областей, г.Санкт-Петербург, соответственно, установлены следующие минимальные и максимальные размеры участков предназначенных для жилого строительства:

  • для Московской области законом не предусмотрен минимальный размер участка для строительства дома, аналогично и максимальный. Т.е. фактически для таких целей участки земли гражданам под строительство в собственность не предоставляются.
  • Для Санкт-Петербурга минимально допустимая площадь участка, который может быть выдан на праве собственности гражданину под частную индивидуальную жилую застройку, содержится в градостроительном регламенте, на ряд территорий, в отношении которых регламент не действует, установлен минимум в 3 сотки.
  • В Ленинградской области максимум, на который можно претендовать – 25 соток, минимум 6 соток в городах области, 10 соток – на селе.

Предоставление земель иных категорий предполагает установление самостоятельных максимальных и минимальных пределов их площадей для каждой категории. Пределы устанавливаются также, региональными законами.

Так, в Подмосковье под крестьянское (фермерское) хозяйство в собственность передаются от 2 до 40 га, под садоводство – 0,06 до 0,15 га, огородничество 0,04 до 0,10 га, под дачную застройку от 0,06 до 0,25 га. На праве пожизненного наследуемого владения эти пределы устанавливаются также самостоятельно.

В Ленинградской области под дачи выделяются в собственность от 0,05 до 0,20 га, для садоводства – от 0,05 до 0,12 га, под огородничество – от 0,01 до 0,10 га.

Для большинства собственников интересно, а иногда подобный интерес вызван обстоятельствами материального или семейного (развод с разделом имущества) характера: «возможно ли осуществить раздел имеющегося участка земли на два?». Теоретически все возможно. В таком случае большой участок прекратит существовать и образуется два новых самостоятельных участка граничащих между собой. Они подлежат регистрации и оформлению соответствующей землеустроительной документации на каждый.

На деле все обстоит немного по-иному. Не все участки являются делимыми.

А регистрация наделов площадью меньше минимально установленной не производится.

Чтобы узнать минимальный размер земельного участка при разделе

достоверно из первоисточника, предстоит запросить в муниципалитете выписку из действующего на его территории градостроительного регламента относительно Правил землепользования и застройки конкретно той территории.

Предельные размеры земельных участков для зоны религиозного назначения

Первый из рассматриваемых случаев – выделение земли под строительство культовых сооружений и связанные с ними постройки и прочие объекты.

Итак, наиболее важный объект комплекса – здание храма, должно быть построено таким образом, чтобы отступ от красной линии составлял хотя бы 3 м.

Земельные участки с религиозным назначением имеют следующие показатели минимального и максимального размера, а также предела допустимого строительства и реконструкции капитальных построек:

  • основные виды допустимого землепользования;
  • культовые строения, жилые дома, предназначенные для проживания служителей религиозных организаций, имущество по инженерно-техническому обеспечению районного и местного значения, а также улично-дорожные сети. Габариты регламентированы локальными нормативными актами, действующими в области градостроительства. Размещение храмов рекомендуется производить, соблюдая минимальный трехметровый отступ от красной линии. Если производится реконструкция имеющегося строения, указанное расстояние возможно сократить. Проекты приходских храмов желательно разрабатывать в виде одноэтажных, двухэтажных или одноэтажных, оснащенных цокольным этажом. Допускается возведение храмов, которые встроены либо встроенно-пристроены. Максимально разрешенный размер застройки составляет 80%;
  • параметры землевладений, нюансы их расположения, количество этажей и другие характеристики, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также муниципальных норм, которые предусматривает градостроительное проектирование;
  • вспомогательные ВРИ:
  • участки сельскохозяйственного назначения, зеленые насаждения, гостевые автостоянки. Параметры земель, аспекты расположения, количество этажей и иные особенности, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также местных положение, которые предписывает градостроительное проектирование;
  • размещение стоянок для автотранспорта гостевого типа производится за ограждением пределов культовой постройки. Места на стоянках, расположенных при указанных объектах, регулируется технической регламентацией и локальными актами, установленными градостроительным проектированием. Параметры надела, отведенного под стоянку должны составлять 25 квадратных метров, если же стоянка примыкает к дороге – 22,5 квадратных метра;
  • условно разрешенные ВРИ;
  • земли для размещения общественных туалетов.

Площадь землевладений, местоположение, количество этажей и другие характеристики продиктованы заданием на проектирование и определяются технической регламентацией, а также местными предписаниями градостроительного регламента.

Выделение зоны Т-1А * произведено в целях предоставления законных оснований для размещение различных объектов автотранспорта, включая вхождение в красные линии улиц, и полосы для отведения автомобильных дорог, функционирование которых взаимосвязано с повышенными шумами и высоким загрязнением.

Допускается возведение построек и коммуникационных средств, имеющих отношение исключительно к размещению и использованию автотранспорта, объектов, относящихся к дорожному обслуживанию, дорожного функционирования, постов ОВД, размещения полос автодорог, включая объекты, отнесенные к инженерной инфраструктуре.

К специальными градостроительным регламентам относительно допустимых видов землепользования, прибегают лишь тогда, когда определенные наделы не отнесены к границам объектов, предназначенных для всеобщего использования, в отношении которых градостроительный регламент не действует, и эксплуатация которых устанавливается компетентными органами государства, а также исполнительной властью и местными администрациями индивидуально, исходя из целевого назначения участков и соответствующей технической документации.

В таких обстоятельствах предусмотрено, что габариты землевладений и характеристики возможного строительства, а также ведения работ по реконструкции, устанавливаются с учетом особенностей назначения недвижимого имущества согласно имеющихся предписаний.

Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.

Помните, что установление градостроительного регламента как территориальной составляющей Правил по землепользованию и застройке происходит по такой схеме:

  • назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
  • эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
  • минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
  • ограничение землепользования и капитальных строений.

Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.

Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.

Субъекты земельных правоотношений могут эксплуатировать наделы согласно установленной в конкретной территориальной зоне градостроительной регламентации, исходя из вида допускаемого землепользования.

Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:

  • разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
  • габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.

Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:

  • сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
  • информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
  • максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
  • наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
  • прочих данных.

Территориальные зоны, в свою очередь, могут подразделяться на подзоны с аналогичным ВРИ землевладений и капитальных построек, но с отличными показателями максимального и минимального размеров земель и допустимых показателей возможного строительства, восстановительных работ в отношении недвижимости и соотношения обозначенных моментов.

Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.

Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.

О границах земельных участков

Неправильное определение границ участка чревато неприятностями и судебными тяжбами. В случае приобретения надела или раздела уже существующего на несколько самостоятельных требуется как можно скорее пригласить геодезистов (услуги платные), которые вынесут поворотные точки границ надела на местность.

Если своевременно этого не сделать, а возвести забор и начать пользоваться землей в своих целях, а спустя какое то время выясниться, что имеет место выход за пределы границ своего участка и захват территории участка соседей: в лучшем случае будут подпорчены отношения с соседями, а также произведен перерасчет налога на землю, в худшем – соседи обратятся в суд и взыщут моральный ущерб и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector