Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Как пожаловаться в налоговую инспекцию

Пожаловаться на налоговую инспекцию

Какое решение может принять вышестоящий орган или лицо?

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу понятно, но вот как это сделать. Чтобы жалобу рассмотрели и приняли удовлетворительное решение, нужно составить документ правильно. В обращении необходимо обязательно сообщить сведения об организации, недовольной работой налоговых госинспекторов, указать адрес и наименование.

Если претензия исходит от физлица, то требуется отметить ФИО, адрес, телефон. В обращении обязательно указывают сведения об отделении инспекции, чьи сотрудники провели некомпетентную работу, нарушив права заявителя. Затем нужно подробно расписать, чем вызвано недовольство, подкрепив претензии законодательными актами.

В завершение следует указать требования и отметить способ, которым будет доставлено уведомление о вынесенных результатах. Это может быть письмо, уведомление через интернет на учетную запись на сайте налоговой или госуслуг и пр. В жалобе рекомендуется указать @мейл и номер сотового для связи. Подписать претензию должен заявитель либо представитель.

Претензии посылают в вышестоящие структуры несколькими способами:

  • онлайн-заявлением;
  • приносят лично в налоговую (нужно 2 экземпляра: один для налоговиков, второй для заявителя, на нем ставится дата приемки заявления и подпись сотрудника);
  • заказным письмом с описью в 2 экземплярах (один вкладывается в конверт с документами, второй визируется почтовым сотрудником и остается у отправителя), рекомендуется заказать функцию уведомления, что адресат получил письмо.

Жалоба на налоговую инспекцию в вышестоящую организацию может остаться без ответа. Подобное вероятно в различных ситуациях:

  • отсутствуют нужные реквизиты;
  • рукописный текст или отдельные его фрагменты нечитаемы;
  • в тексте присутствует браная либо нецензурная лексика, угрозы;
  • нарушены сроки подачи обращения;
  • ранее гражданин уже обращался с подобным заявлением;
  • обращение было отозвано;
  • до подачи жалобы нарушение устранено.

В течение 5 суток после жалобы налоговая может отклонить его, но заявитель вправе подать жалобу повторно.

Подается жалоба в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), то есть в УФНС того региона, к которому относится инспекция, на которую вы решили пожаловаться.

В суд можно обращаться только после того, как бездействие налоговиков было обжаловано в УФНС (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Пожаловаться на налоговую инспекцию

Кстати, также возможна подача жалобы на налоговую инспекцию в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1).

В нашей статье мы рассмотрим подачу жалобы в УФНС.

Жалоба должна содержать следующую информацию (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

  • наименование и адрес организации, подающей жалобу (если жалобу подает физлицо, то оно должно указать свои ФИО и адрес места жительства);
  • наименование ИФНС, чье бездействие обжалуется;
  • сведения о том, что именно обжалует плательщик (в нашем случае это бездействие ИФНС);
  • основания, по которым налогоплательщик считает, что его права были нарушены (как правило, это ссылка на законодательство);
  • требования, выдвигаемые налогоплательщиком;
  • желаемый способ получения решения по жалобе (на бумаге или в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли обратиться в суд за хулиганство квартирантов

Также в жалобе имеет смысл указать номера телефонов и адреса электронной почты, которые налоговики могут использовать для связи с налогоплательщиком (п. 3 ст. 139.2 НК РФ).

При желании к жалобе можно приложить документы, подтверждающие факты, изложенные в ней (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

Подписать жалобу должно лицо, ее подающее, или же представитель (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Кстати, если жалобу подает уполномоченный на то представитель, то к ней нужно приложить документы, подтверждающие эти полномочия, например, доверенность (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Отметим, что утвержденной формы жалобы нет, но можно воспользоваться формой, размещенной на сайте ФНС в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров».

В некоторых случаях Управление может отказать плательщику в рассмотрении его жалобы. Такое возможно, если (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба не подписана или подписана неуполномоченным на то лицом;
  • в жалобе не указано, в чем заключалось бездействие налоговиков;
  • срок подачи жалобы истек;
  • до принятия решения по жалобе плательщик отозвал ее;
  • плательщик уже подавал ранее жалобу по тем же самым основаниям;
  • до того, как УФНС приняло решение по жалобе, налоговики устранили нарушения.

Пожаловаться на налоговую инспекцию

Приведем образец жалобы на бездействие ИФНС.

Апелляционную жалобу налогоплательщик подает в том случае, если он не согласен с вынесенным, но не вступившим в силу решением ИФНС по результатам проверки (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Требования к апелляционной жалобе такие же, как и требования, например, к жалобе на бездействие налоговой инспекции (ст. 139.2 НК РФ).

Обращение к вышестоящему лицу или органу может быть оставлено без рассмотрения в таких случаях:

  1. Пропущен срок подачи обращения, а ходатайство о его продлении отсутствует;
  2. Отсутствие четко сформулированной просьбы и обоснований;
  3. Подача заявления лицом, не имеющим права представлять интересы налогоплательщика;
  4. Наличие подтверждений о том, что обращение было также подано вышестоящему органу или лицу и находится на рассмотрении;
  5. Вступление в законную силу решения суда по данному вопросу.

Если обстоятельства, которые стали причиной отказа, можно устранить, то заявителю будет предложено внести исправления и обратиться с жалобой повторно.

Жаловаться на действия налоговой инспекции имеют право как физические лица, так и организации. Получив заявление, вышестоящее должностное лицо или орган может принять такое решение:

  • – оставить обращение без удовлетворения;
  • – отменить оспариваемый акт и назначить дополнительную налоговую проверку;
  • – отменить принятое решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • – внести свои коррективы в ранее принятое решение или вынести свое.

Налоговый орган или должностное лицо должны рассмотреть поступившую жалобу в течение одного месяца. В течение трех дней после рассмотрения обращения они обязаны в письменной форме направить ответ заявителю.

Подача заявления вышестоящему лицу или органу не лишает налогоплательщика права пожаловаться на действия налогового инспектора в суд. Заявление можно подать одновременно или после того, как ИФНС России примет свое решение.

Подача онлайн-заявлений

Жалобу можно подать (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):

  • на бумаге (лично или по почте);
  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Несмотря на то что жалобу нужно подать в УФНС, плательщик представляет ее именно в ИФНС, а налоговики уже передадут ее в Управление в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ). При этом ИФНС должна устранить нарушения, изложенные в жалобе (конечно, если эти нарушения имеют место быть), и сообщить об этом в УФНС так же в течение трех дней с момента устранения (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Что же касается сроков подачи жалобы, то представить ее можно в течение года со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Правда, если срок был пропущен налогоплательщиком по уважительной причине, УФНС может его восстановить.

Кстати, до принятия решения по жалобе налогоплательщик может отозвать ее (п. 7 ст. 138 НК РФ). Однако отзыв жалобы лишит плательщика права на подачу новой жалобы по тем же основаниям.

Предлагаем ознакомиться:  Как забрать остаток материнского капитала златоуст

Заявление должны зарегистрировать в первые 3 суток, на разбирательство выделяется 30 дней. Иногда эти сроки продляются еще на месяц, но не больше. При этом должностное лицо должно обязательно уведомить заявителя о задержке.

Если претензия направлена в прокуратуру, то меры принимаются в 30-дневные сроки. В суде подобные дела рассматриваются единолично судьей, решение растягивается на 3-мнесячный срок. При необходимости рассмотрение может занять у судьи до полугода.

Пожаловаться на налоговую инспекцию

Для удобства налогоплательщиков разработаны два дополнительных сервиса, предназначенных для получения информации о поданных заявлениях от физических и юридических лиц в центральный аппарат ФНС или Управление по субъектам РФ.

«Узнать о жалобе»

Личный прием

В Федеральной налоговой службе личный прием осуществляется как в территориальных органах, так и центральном аппарате на основании письменного или устного обращения. Во время визита необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, а если в процессе рассмотрения ситуации окажется, что устного ответа недостаточно для ее разрешения, налогоплательщику будет предложено написать заявление с учетом требований закона.

Попасть на прием к руководителю (его заместителю) налоговой службы можно только по предварительной записи, которую проводит уполномоченный сотрудник в общественной приемной по адресу г. Москва, ул. Неглинная, 23 (вход со стороны ул. Петровские линии в подъезде, где написано «Бюро пропусков, приемная, экспедиция»).

Кто принимает жалобы

В НК РФ четко прописан порядок и направление, в котором следует направлять недовольство деятельностью отделения ФНС, если ее должностных лиц, если при начислениях были допущены серьезные ошибки в ущерб налогоплательщику. Итак, жалоба на налоговую инспекцию – куда писать?

  1. Информацию о допущенных нарушениях следует направлять в вышестоящий орган, коим является региональное налоговое управление.
  2. Если же место проживания ограничивается областью, то придется лично ехать с жалобой в столицу данного региона.
  3. Можно направить недовольство в письменной форме почтой, указав адрес местного отделения ФНС.
  4. Рекомендуется отправлять подобное заявление ценным письмом, чтобы претензия должна до адресата. Воспользуйтесь коммерческой организацией по доставке, если почте не доверяете.
  5. Важно учесть нюанс – направить жалобу допустимо исключительно в вышестоящую региональную инстанцию.

Допускается обращение с претензиями в судебные инстанции. Этот способ предпочтителен для юр. лиц (организации). От физ лица заявление лучше направлять в прокуратуру. Каждый россиянин вправе обратиться с жалобой в течение 3-месячного периода после нарушения. Но у заявителя есть право продлить данный срок при условии веских оснований.

Регистрация обращения осуществляется в первые трое суток, а потом дается еще месяц для разбирательства. Если вынесенное решение гражданина не устраивает, он вправе подать обжалование в течение 10 суток.

«Узнать о жалобе»

Законодательная база

Для обращения в ФНС можно руководствоваться такими законодательными актами:

  1. ФЗ «Об обеспечении доступа к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» №8-ФЗ от 09.02.2009г.
  2. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006г.
  3. Постановление Правительства РФ №506 от 30.09.2004г. (ред. от 10.07.2017г).
  4. Налоговый Кодекс РФ №146-ФЗ от 31 июля 1998г.
  5. Приказ «Об утверждении графика личного приема граждан Российской Федерации в центральном аппарате Федеральной налоговой службы» № ММВ-7-10/47@ от 12.02.2014г.

Куда обжаловать действия налоговиков?

Жалоба на налоговую инспекцию может быть подана:

  • – вышестоящему должностному лицу или органу;
  • – в суд.

Действия или бездействия сотрудников налоговой инспекции могут быть обжалованы в вышестоящий орган в течение трех месяцев после того, как гражданин узнал о нарушении своих законных прав. В случае нарушения установленного законом срока, заявитель имеет право обратиться с просьбой о его продлении.

Жалоба на бездействие налоговой или нарушение сотрудниками законодательных норм должна быть четко сформулирована, содержать информацию о статьях закона, которые, по мнению налогоплательщика, были нарушены. К обращению должны прилагаться документы, которые могут послужить доказательствами по делу. Чтобы упростить задачу Вы можете обратиться к профессиональному юристу.

Не следует забывать и о подведомственности. Так, например, жители Москвы имеют право оспорить действия налогового инспектора сначала в Управление ФНС по Москве, а лишь затем обращаться в ФНС России. Поэтому прежде чем отправить заявление, необходимо четко выяснить, куда оно должно быть адресовано.

Что касается судебного органа, то подача жалобы на действие или бездействие представителей налоговой инспекции, а также порядок обжалования результатов проверки и других актов, начисление штрафных санкций за несвоевременную уплату налога ничем не отличается от решения других гражданско-правовых споров.

Современные налогоплательщики не так давно получили возможность жаловаться на действия представителей ИФНС по интернету онлайн. Такая возможность позволяет существенно сэкономить время заявителей, поэтому следует рассмотреть ее более подробно.

Обращение в суд

Куда пожаловаться на действия налоговой инспекции, если обращение в вышестоящие органы ИФНС не принесло ожидаемого результата? Этот вопрос интересует каждого, кому хоть раз в жизни приходилось оспаривать решения фискальной службы.

Если налогоплательщик уверен в своей правоте, то можно пожаловаться в суд. Но для этого необходимо знать не только, куда именно направлять заявление, но и как его правильно оформить. Составление документа можно доверить юристу, специализирующемуся на решении налоговых споров.

Судебная инстанция имеет право рассматривать налоговые споры достаточно долго. По закону для этой цели отводится не более 3-х месяцев. Если речь идет о изучении более сложного дела, судья, на свое усмотрение, может продлить этот период до 6-ти месяцев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector