Особенности договора транспортной экспедиции для акционерных обществ

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец». 

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор). 

Особенности договора транспортной экспедиции для акционерных обществ

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

Предлагаем ознакомиться:  Уведомление о расторжении договора по истечении срока

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств. 

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров. 

Договор
перевозки — договор,
предметом которого является оказание
услуг по перевозке грузов, багажа или
людей.

Кодексы,
иные законы,
транспортные уставы и
издаваемые в соответствии с
ними правила определяют
общие условия перевозки грузов, багажа
и людей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Конкретные условия
перевозки грузов, пассажиров и
багажа отдельными видами транспорта,
а также ответственность сторон по этим
перевозкам определяются соглашением
сторон, еслиГражданским
кодексом,
транспортными уставами и кодексами,
иными законами и издаваемыми в соответствии
с ними правилами не установлено иное.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа
разными видами транспорта по единому
транспортному документу называется
прямое смешанное сообщение.

40.Договор хранения.

По договору
хранения одна сторона (хранитель)
обязуется хранить вещь, переданную ей
другой стороной (поклажедателем), и
возвратить эту вещь в сохранности (п. 1
ст. 886 ГК РФ).

В российском
дореволюционном гражданском праве
обязательства по хранению именовались
поклажей, отсюда и название одной из
сторон договора хранения — поклажедатель.

Хранение вещи,
принадлежащей другому лицу, является
типичным видом оказания фактических
услуг. Действия хранителя не носят
материальный характер, и удовлетворение
интересов поклажедателя происходит за
счет самого факта обеспечения сохранности
переданного на хранение имущества,
такие действия не влекут прямых
юридических последствий для поклажедателя.

Обязательства,
связанные с передачей вещи на хранение,
могут вытекать из договора либо возникать
в силу закона. К последним, в частности,
относятся обязательства по ответственному
хранению товаров, полученных покупателем
по договору поставки и не соответствующих
условиям по количеству, качеству,
ассортименту и т. п. (п. 1 ст. 514 ГК РФ),
хранение находки лицом, ее нашедшим (п.
3 ст. 227 ГК РФ) и др.

Договорные
обязательства по хранению достаточно
многообразны. Условие о хранении вещи
может быть закреплено в сложном договоре,
смешанном договоре либо в отдельном
договоре хранения.

В случае сложного
договора обязательство по хранению
составляет часть договора, без которой
он существовать не может. К таким
договорам относятся, в частности, договор
перевозки, договор хранения, договор
об оказании почтовых услуг по доставке
почтовых отправлений и денежных средств.
Во всех этих случаях обязанный субъект
обязан обеспечить сохранность переданного
ему имущества и возвратить его обязанному
лицу.

Хранение может
входить в состав не только сложного, но
и смешанного договора, при котором
элементы различных договоров, в том
числе и хранения, набираются специально
для конкретного случая самими сторонами.
В качестве примера можно привести
договор транспортной экспедиции, в
условия которого можно включить и
обязанность экспедитора по хранению
товаров, принадлежащих грузоотправителю
(получателю груза), а также рассмотренный
нами выше агентский договор.

К таким договорам
положения гл. 47 ГК РФ применяются в
соответствии со ст. 421, определяющей
правовой режим смешанных договоров.

Предлагаем ознакомиться:  Выгодно ли брать отпуск перед декретным отпуском

Могут заключаться
и самостоятельные договоры хранения,
например хранение вещей в камерах
хранения, на товарных складах и др.

Юридическая
характеристика договора хранения
зависит от того, заключен он в сфере
предпринимательства или нет. В
общегражданских отношениях договор
хранения, как это вытекает из приведенного
выше определения, является реальным,
безвозмездным и односторонним,
т. е. считается заключенным с момента
передачи вещи на хранение и влечет права
только для одной стороны — поклажедателя,
наделяя хранителя только обязанностями.

В сфере
предпринимательской деятельности,
когда хранителем является частный
предприниматель, коммерческая организация
либо некоммерческая организация,
осуществляющая хранение в качестве
одной из целей своей профессиональной
деятельности (профессиональный
хранитель), договором хранения может
быть предусмотрена обязанность хранителя
принять на хранение вещь от поклажедателя
в предусмотренный договором срок (ч. 2
ст. 886).

Поскольку договоры
в предпринимательской деятельности
предполагаются возмездными, если в
законе или в договоре не установлено
иное, договор с участием профессионального
хранителя является консенсуальным,
возмездным и взаимным. В качестве
примера можно привести договор хранения
на товарном складе.

В некоторых случаях
(например, хранение в камерах хранения
транспортных организаций, хранение в
ломбарде) договор хранения
является публичным договором.
Допускается заключение договора хранения
путем присоединения поклажедателя к
договору в целом, условия которого
выражены в стандартных формах (договор
присоединения).

Сторонами договора
в общем случае могут быть любые субъекты
гражданского права.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Основным существенным
условием договора является его предмет
— услуга по хранению вещи, в том числе
денег и ценных бумаг. По общему правилу
вещь, передаваемая на хранение, должна
относиться к движимому имуществу и быть
индивидуально-определенной.

Вместе с тем из
этого правила имеются исключения. В
частности, в п. 3 ст. 926 ГК РФ для одного
из видов хранения — секвестра допускается
использование в качестве его предмета
в равной мере и недвижимых вещей. В
остальных случаях действия, направленные
на обеспечение сохранности недвижимого
имущества, совершаются в рамках отношений,
регулируемых гл. 39 ГК РФ, и договор
независимо от его названия должен
рассматриваться как договор о возмездном
оказании услуг по охране имущества.

Вещи, определенные
родовыми признаками, по общему правилу
не могут быть предметом хранения. Однако
и в римском праве, и в современном
российском законодательстве (ст. 890 ГК
РФ) из этого правила допускается
исключение — так называемое хранение
вещей с обезличиванием или иррегулярное
хранение.

Смысл иррегулярного хранения
состоит в том, что в случаях, прямо
предусмотренных договором хранения,
принятые на хранение вещи одного
поклажедателя могут смешиваться с
вещами того же рода и качества других
поклажедателей. Поклажедателю возвращается
равное или обусловленное сторонами
количество вещей того же рода и качества.

Срок хранения не
является существенным условием договора.
Согласно ст. 889 ГК РФ хранитель обязан
хранить вешь в течение обусловленного
договором хранения срока. Если срок
хранения договором не предусмотрен и
не может быть определен исходя из его
условий, хранитель обязан хранить вещь
до востребования ее поклажедателем.

Если срок хранения
определен моментом востребования веши
поклажедателем, хранитель вправе по
истечении обычного при данных
обстоятельствах срока хранения вещи
потребовать от поклажедателя взять
обратно вещь, предоставив ему для этого
разумный срок. Неисполнение поклажедателем
этой обязанности влечет последствия,
указанные в п. 2 ст. 899 ГК РФ.

В консенсуальном
договоре хранения условие о сроке
исполнения обязательства принять
(передать) вещь на хранение является
существенным (п. 2 ст. 886).

В п. 1 ст. 888 ГК РФ
предусмотрены обязанности только одной
стороны — хранителя принять вещь, что
свидетельствует об отсутствии у нее
права требовать передачи вещи. Но там
же говорится и об обязанности поклажедателя
нести ответственность за убытки,
причиненные в связи с несостоявшимся
хранением (если иное не предусмотрено
законом или договором).

Предлагаем ознакомиться:  Что из перечисленного может являться предметом договора

Указанное
обстоятельство имеет важное значение.
Поскольку речь идет об обычной
гражданско-правовой ответственности
за нарушение обязательства, то, во-первых,
убытки от передачи вещи на хранение в
силу ст. 393 и ст. 15 ГК РФ, к которой она
отсылает, возмещаются в полном объеме,
включая реальный ущерб и упущенную
выгоду;

во-вторых, обязанность возмещать
убытки наступает только в случае, когда
должник-поклажедатель нарушил
обязательство передать вешь по своей
вине, а если таким должником является
предприниматель, то и независимо от
вины; в-третьих, указание на то, что
поклажедатель освобождается от
обязанности возмещать убытки в случае
своевременного, в разумный срок
уведомления хранителя о том, что вещь
не будет вопреки договору передана на
хранение, представляет собой не
единственное, а лишь дополнительное,
сверх указанных в п. 3 ст.

401 ГК РФ, основание
освобождения от ответственности;
в-четвертых, стороны имеют возможность
обеспечить неустойкой обязательство
не только хранителя (принять вешь на
хранение), но и поклажедателя (своевременно
передать вещь); в-пятых, п. 2 ст. 888
представляет собой случай просрочки
исполнения, а потому в силу п. 2 ст.

405 ГК
РФ кредитор (хранитель) вправе не только
отказаться от принятия просроченного
исполнения, но и потребовать возмещения
убытков; в-шестых, правило п. 2 ст. 405 в
части, позволяющей сделать вывод о
необходимости для кредитора доказать
утрату интереса к принятию просроченного
исполнения, применительно к ситуациям,
предусмотренным п. 1 и 2 ст. 888, не действует
(в данном случае соответствующие
последствия связаны с самим фактом
просрочки).

В соответствии со
ст. 891 ГК РФ на хранителя возлагается
обязанность обеспечить сохранность
вещи. Хранитель обязан принять все
предусмотренные договором хранения
меры для того, чтобы обеспечить сохранность
переданной на хранение вещи. При
отсутствии в договоре таких условий
хранитель обязан принять также меры,
соответствующие обычаям делового
оборота и существу обязательства, в том
числе свойствам переданной на хранение
вещи.

Во всех случаях
хранитель обязан принять меры,
обязательность которых предусмотрена
законом, правовыми актами или в
установленном ими порядке (противопожарные,
санитарные, охранные и др.).

Безвозмездное
хранение выделено в п. 3 ст. 891 ГК РФ, чтобы
определенным образом снизить для этой
ситуации масштабы ответственности
путем сужения круга обстоятельств, за
которые несет ответственность хранитель.
Хранитель в этом случае обязан заботиться
о принятой на хранение вещи не менее,
чем о своих вещах.

Статья 892 ГК РФ
предоставляет хранителю возможность
пользоваться переданной вещыо только
с согласия поклажедате- ля, кроме случаев,
когда это необходимо для обеспечения
ее сохранности и не противоречит договору
хранения.

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления  экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного  имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector