Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?

ГК РФ определяет сервитут, как возможность в определенных границах и (или) условиях использовать земельный участок, принадлежащий другому лицу.

Указанное обременение не отнимает у собственника земли ни одного из элементов права собственности.

Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.

Сервитут находится в неразрывной связи с объектом недвижимости, на котором установлен, поэтому он:

  • сохраняется при изменении собственника участка;
  • не может являться предметом каких-либо сделок;
  • не может передаваться иным лицам.

Земельные споры. Видео-консультация на тему «Как правильно установить сервитут?»

Частный сервитут на земельный участок (или его часть) и иную недвижимость может основываться как на договорных отношениях, так и в рамках судопроизводства.

Устанавливается ли сервитут на землю под домом и каковыми могут быть основания для установления сервитута, к примеру, на арендованный земельный участок? Сервитут может устанавливаться на граничащий земельный участок, а в исключительных ситуациях – и на иной участок, обладающий необходимыми характеристиками (участок, находящийся в аренде), и устанавливается в целях:

  • взведения, эксплуатации коммуникаций необходимых для снабжения электроэнергией и другими ресурсами;
  • проезда, подхода к изолированному владению и обеспечения прочих нужд.

Публичные сервитуты регламентируются ЗК РФ и действуют на основе норм правового регулирования общегосударственного и регионального уровней в интересах страны и общества в случаях, когда изъятие земель не требуется.

В законе ниже оговаривается, какие земли могут использоваться без предоставления прав на них другим лицам.

Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

  1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • осуществление геологического изучения недр;
    • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
  4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Для применения этого вида ограничения прав собственников обязательно проведение общественных слушаний.

Основанием для возникновения публичного сервитута служит необходимость обеспечения общественных нужд с целью:

  • обеспечения подхода населения к водным объектам;
  • ремонта объектов инфраструктуры, выполнение дренажных работ;
  • необходимости размещения элементов для обозначения границ участков;
  • забора воды из водоемов;
  • прохода и выпаса животных, сенокоса;
  • охоты, рыболовства;
  • проведения различных исследовательских действий.

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Основное различие между публичным и частным обременением кроется в определении их на законодательном уровне. Согласно нормам гражданского законодательства сервитут выступает вещным правом, а нормы земельного права объясняют его как обременение права собственности.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Публичный сервитут может быть установлен только государством.

В каких целях нельзя устанавливать публичный сервитут?

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Частный сервитут – это передача третьим лицам права эксплуатации части чужой территории. На сегодняшний день оно имеет следующие ограничения:

  • за такую возможность придется платить компенсацию;
  • возможна лишь частичная эксплуатация участка, в соответствии с целями, установленными законом;
  • для того чтобы реализовать собственное право необходимо провести процедуры, обеспечивающие контроль, а также другие важные мероприятия;
  • обременение не может стать независимым предметом сделки, то есть его невозможно реализовать, заложить, а также отдать третьим лицам.

Важно! При установке личного сервитута на территории собственник земли не теряет права на ее владение. Это право может быть распространено и на владельца, и на лиц, пользующихся территорией.  

К личным сервитутам территории не имеют право относиться:

  • Земли, расположенные в зонах лесного фонда, а также лесополосы, которые не включены в него, но при этом принадлежат пользователям леса на основании госактов, судебных постановлений и соглашений.
  • Земли водного фонда, которые являются формой общественного или частного обременения.

Эти виды обременения имеют несколько ограничений. В первом случае личный сервитут устанавливается только по судебному постановлению, через договор-соглашение либо на основании акта от госоргана. Во втором случае обременение может быть создано исключительно по соглашению с госорганами либо по решению суда.

На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:

  • Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
  • Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
  • Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.

Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.

Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.

Предлагаем ознакомиться:  Как подать на установление отцовства

На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:

  • знаки, определяющие границы защитных полос;
  • определяющие границы установленных водоохранных зон;
  • определяющие границы санитарных зон;
  • определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
  • определяющие границы рыбопромысловых участков;
  • определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
  • знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.

Но для процедуры установления заинтересованным лицом сервитута, необходимы обоснованные причины, которые позволяют гражданину заняться оформлением документов.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Основания для возникновения таких причин подробно прописаны в ЗК РФ, их регламентирует статья 23, которая предоставляет гражданину:

  • право на осуществление прохода, а также проезда через находящийся во владении другого собственника участок;
  • право на проведение через земельный надел другого собственника инженерных коммуникаций, линии связи, линий электропередач;
  • право предусмотренного законодательством пользования общественным водным источником, проход к которому возможен лишь через территорию землевладельца;
  • право на осуществление доступа к береговой линии;
  • право на проведение работ связанных с необходимостью мелиорации участка;
  • право на осуществление забора из водяных источников воды, если этот процесс проведения работ невозможен без затрагивания интересов владельца соседней территории;
  • право предусматривающее водопой скота и возможность прогона животных через чужой участок;
  • право на осуществление сенокоса, проведения выпаса животных в установленные согласно местным условиям термины;
  • право предусматривающее использование территории для осуществления рыбоводства, проведения рыбалки, а также для охотничьих мероприятий;
  • право на проведение временных научно-исследовательских работ, действий связанных с поиском полезных ископаемых.

Градостроительный кодекс РФ, статья 64 предполагает установление сервитутов, которые затрагивают объекты недвижимости, и устанавливает дополнительные основания для ограниченного пользования чужой территорией, а также принадлежащим гражданам имуществом.

Такие основания распространяются в основном на сферу проведения ремонтно-строительных работ и реконструкции, где учитываются особенности выполнения поставленных перед заинтересованными лицами заданий, которые затрагивают интересы собственников обремененных строительством сооружений.

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации. В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Публичный сервитут может устанавливаться только в том случае, если основания для использования обремененного земельного участка соответствуют тому перечню, который указан в тексте статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Установление публичного земельного сервитута может происходить только с помощью издания соответствующего нормативного акта. Такой нормативный акт готовится на одном из уровней государственной власти: федеральном, региональном или муниципальном. В рамках этого нормативного акта указывается информация о том, для каких целей устанавливается сервитут, на какой срок формируется такое обременение, а также содержатся сведения о том, какой уровень возмещения понесенных убытков ожидает владельца обремененного участка.

Издание нормативного акта, регулирующего процесс установления публичного сервитута в каждом конкретном случае, осуществляется только специально уполномоченными на то органами государственной власти после проведения специальных публичных слушаний, на которых заинтересованные в установлении сервитута лица должны обосновать свои требования.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.
  • Обременение земельного участка, если он находится в зоне земель, предназначенных для возведения объектов обеспечения безопасности государства;
  • Строительство на обремененной территории энергетического объекта, используемого для обеспечения потребностей населения или существующих предприятий;
  • Использование права обременения земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия, так как такое обременение не позволит его владельцу пользоваться своим земельным наделом;
  • Использование территории обремененного участка для организации полигона по утилизации бытовых и промышленных отходов, даже если иное место в рамках конкретного населенного пункта найти нельзя.
Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В том случае, если какая-либо из перечисленных целей была указана в нормативном акте об установлении публичного сервитута на земельный участок, владелец такого участка может подать исковое заявление в суд для обжалования действий органов государственной власти.

Оформление частного обременения

Процедура установления частного сервитута начинается с создания соглашения между заинтересованным лицом и владельцем территории. Это право может устанавливаться для:

  • прохода и перемещения по соседнему участку;
  • проведения канализационных и водоснабженческих систем;
  • установки электрических сетей;
  • возмещения нужд заинтересованных лиц, при отсутствии возможности обеспечить их по-другому.

Истребовать установку сервитута физлицу возможно исключительно у владельца конкретного участка. В том случае, когда территория относится к госсобственности либо владениям города, тогда для установки сервитута потребуется обратиться к госвластям. Сделать запрос на оформление личного сервитута имеет право каждый человек, которому принадлежит земля на других правах.

Личный сервитут возможно установить только по части прилегающей территории, а в некоторых случаях в отношении другого участка.

Частный сервитут на земельные участки

Оформление этого права осуществляется путем создания договора, заключенного между владельцем территории и заинтересованным лицом. Если они не могут договориться, то в этом случае третье лицо вправе подать в суд.

Завершающим этапом оформления частного сервитута является проведение госрегистрации.

Как установить сервитут на земельный участок? Ограничение прав в форме сервитута может устанавливаться с помощью соглашения либо договора, заключаемого стороной, требующей установления сервитута с владельцем смежного участка, и должно пройти государственную регистрацию.

Как оформить сервитут на земельный участок? Для регистрации ограничения права в территориальный орган Росреестра необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление, с которым может обратиться любой из субъектов договора;
  • квитанция об оплате пошлины (если сервитут устанавливается в интересах гражданина – 1500 рублей, юридических лиц – 6000 рублей);
  • правоустанавливающий документ на участок (если право на него не зарегистрировано в ЕГРП);
  • соглашение (3 экземпляра);
  • кадастровый паспорт (если обременяется конкретная часть недвижимого имущества);
  • заверенное нотариусом согласие остальных собственников земли (если она находится в общей собственности).

Образец заявления о заключении соглашения об установлении сервитута.

Образец соглашения на установление земельного сервитута.

В ситуациях, когда собственник земли отказывается от заключения соглашения, заинтересованное лицо может решить вопрос в судебном порядке.

Порядок установления сервитута на земельный участок в данном случае сложнее. Исковое заявление подается в судебный орган по месту нахождения спорного имущества с обязательным соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

Истцу необходимо обосновать, что полноценное использование его имущества невозможно без обременения соседнего участка земли.

В этом случае в Росреестр предоставляются две копии судебного решения об установлении сервитута.

С какого момента вступает в силу сервитут в данном случае? С момента вступления в силу судебного решения.

Образец искового заявления об установлении сервитута.

Важно учитывать, что наложение сервитута на земельный участок – это исключительная мера, которую следует использовать, только когда отсутствуют другие возможности обеспечить интересы собственника земельного участка.

Какие документы потребуются?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.
Предлагаем ознакомиться:  Если живешь в доме где нет наследников

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

Земельный кодекс РФ

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Так как установление сервитута является достаточно сложным юридически значимым действием, для его установление может понадобится определенный перечень документов, которые необходимо заранее подготовить.

Если речь идёт о сервитуте публичного характера, то его наступление происходит независимо от воли владельца земельного участка, а для фиксации факта его установления достаточно издания нормативного акта, носящего федеральный или региональный характер, в тексте которого будет содержаться прямое указание на установление обременения конкретных земельных участков.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В случае внесения такого нормативного акта к нему должно быть оформлено приложение, в тексте которого будут представлены все кадастровые характеристики обремененных участков.

Если речь идёт о частном сервитуте, то здесь необходимо будет подготовить перечень документов, которые понадобится для дальнейшей регистрации установленного права обременения в органах Росреестра.

решение спорных вопросов в суде

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт на участок с приложенным планом налагаемого обременения. Этот документ необходим, для того чтобы в полной мере осуществить оценку стоимости налагаемого сервитута, а также аргументировать при возникновении споров размер обремененной территории.
  • Еще одним документом, который обязательно понадобится при установлении сервитута, будет считаться справка, полученная в уполномоченных органах, которая сможет подтвердить отсутствие других обременений на конкретном участке. Этот документ позволит грамотно рассчитать стоимость налагаемого обременения для того, чтобы исключить возможность установления стоимости сервитута выше, чем она может быть.
  • Обоснование целей установления сервитута. Этот документ готовит заинтересованное в обременении лицо, так как с помощью него можно будет доказать необходимость установления сервитута именно в том виде, в каком просит это сделать инициатор обременения.
  • Отчет о расчете стоимости сервитута или соразмерной платы за обременение. На основании этого документа в тексте договора будет зафиксирована та сумма, которая подлежит выплате владельцу обремененного участка инициатором сервитута.

После того, как подготовлены все необходимые документы, можно приступать непосредственно к процедуре установления сервитута.

Частный сервитут для прохода и проезда устанавливается при наличии следующих документов:

  1. Паспорт РФ от заявителя.
  2. Чек о внесении госпошлины.
  3. Документация, подтверждающая установку сервитута, – соглашение сторон, акт-распоряжение от госоргана, решение суда.
  4. Кадастровая планировка территории с печатью об установки сервитута.
  5. Доверенность, если обращается третье лицо.

Госпошлина для установки личного сервитута на сегодняшний день составляет для:

  • физлиц – 1500 руб.;
  • юрлиц – 6000 руб.

В каких случаях необходимо отправляться в судебные инстанции?

Обратиться в суд частному лицу, заинтересованному в получении сервитута, необходимо тогда, когда не удается заключить договор-соглашение с владельцем соседнего участка о его установке. При этом причины его установления должны быть серьезными.

Для подачи искового заявления человеку потребуется внести госпошлину в сумме триста рублей.

В иске необходимо указать:

  1. Данные о том, что владелец соседней, прилегающей к земле, территории отказывается подписывать договор-соглашение об установке сервитута или не отвечает на просьбы истца.
  2. Цель, срок, а также условия установки этого права.
  3. Неопровержимые доказательства того, что сервитут установить действительно необходимо, в связи с возникшими проблемами.

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Вопрос о возмездном или безвозмездном сервитуте не имеет четкого ответа в законодательстве. Если возник спор по вопросам выплаты соразмерной компенсации, суд вправе назначить проведение оценки. Определение специально уполномоченной организацией примерной стоимости впоследствии оговаривается сторонами.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения. При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта».

Возможность установления сервитута и основания для его действия

Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Это обусловлено тем, что установление таких сервитутов также будет иметь определенную разницу в своих целях.

Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:

  1. На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
  2. В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
  3. Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.

В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.

Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.

Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
  2. На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
  3. На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
  4. Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.

Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Если таких договоренностей достигнуть не удалось, сторона, в целях которой будет устанавливаться сервитут, может обратиться в суд.

В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.

К необходимым документам, которые понадобится для регистрации установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.

В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.

Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.

На каких основаниях может возникнуть право ограниченного пользования земельным участком? Государственная регистрация сервитута может осуществляться на основании ГК РФ, который присутствующей в нем статьей 274 обеспечивает право граждан страны на ограниченное частичное пользование чужим наделом земли.

Статья гласит, что владелец земельного имущества, а также остальной недвижимости, являющейся его собственностью, имеет законное основание требовать у собственника, который владеет соседней территорией, предоставления гражданского права ограниченно пользоваться принадлежащим ему наделом. О том, кто такой обладатель сервитута и какие права и обязанности он имеет, мы писали в этой статье, а о собственнике участка, обремененного сервитутом, читайте в другом материале.

Статья оговаривает, на каких условиях сервитут на земельный участок может вступать в действие, указывает на порядок проведения процедуры, учитывает интересы сторон, включая предусмотренную законодательством плату за наложение сервитута на временно обремененную территорию.

Перечисляет основания на которых сервитут может быть установлен закон ЗК РФ. Присутствующая в нем статья 23 рассказывает, в каких случаях можно приступить к процедуре оформления документов, упоминает о видах и сроках устанавливаемых сервитутов, не забывает о соразмерной компенсации, право на которую имеют владельцы обремененных территорий. Подробную информацию о том, что такое сервитут и примеры передачи права пользования землей другим лицам, вы найдете в отдельной статье.

Порядок оформления необходимых документов регулируется ЗК РФ, статьей 39.26, которая устанавливает сроки, контролирует процедуру подачи заявления и исполнение органами власти своих непосредственных обязанностей.

На существующие особенности при подписании соглашений обращает внимание ЗК РФ, в частности статья 39.24, оговаривает сроки направления уведомлений, указывает на период действия договоров и их расторжении при определенных обстоятельствах.

Пункты официального соглашения, которые заключают стороны между собой, регулирует статья 39.25 ЗК РФ, она же контролирует предусмотренную договором компенсацию за действие сервитута в отношении обремененного участка. Все нюансы составления договора сервитута вы найдете тут.

  1. ГК РФ, вместе со статьей 275 гарантирует сохранение действия сервитута, в случае возможного перехода обремененного земельного надела к другому владельцу.

    Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

    1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
  2. ГК РФ, в присутствующей в нем статье 276 указывает на некоторые случаи, согласно которым установленный на обремененную территорию сервитут может прекратить свое действие.

    Статья 276. Прекращение сервитута

    1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
    2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
  3. ГК РФ, статья 277 говорит о возможности обременения сервитутом не только земельных территорий, но также другого находящегося в собственности недвижимого имущества граждан, к которому существует необходимость применить ограниченное использование.

    Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений

    Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

При установлении сервитутов сторонам, вступающим в правовые отношения, необходимо обратиться именно к законодательным документам, которые помогут урегулировать любую возникшую ситуацию, облегчить и упорядочить путь к ее разрешению.

Изучив все возможные варианты, наделенные правами в рассмотрении земельных вопросов государственные структуры, обязаны в месячный срок вынести свое решение согласно предоставленному заинтересованным лицом заявлению.

Определяющим условием для установления сервитута является наличие требования заинтересованного лица (ст. 274, п.1 ЗК РФ), которое предполагает получение добровольного согласия от

собственников земельных наделов

, заключение и регистрацию подписанного соглашения.

В статье 39.24 ЗК РФ говорится об установлении сервитута при условии, если земельный участок пребывает во владении государственных структур и предоставлен в аренду или бессрочное пользование государственному учреждению (в чем отличия договора аренды земли и сервитута?). Наличие этого условия определяет получения письменного согласия федерального исполнительного органа власти или местных уполномоченных администраций.

ЗК РФ в 23 статье выдвигает условие для установления сервитута, если это действие обеспечивает интересы граждан, местных администраций, а также государства.

Этапы установления обременения

подготовка нормативного акта

Порядок установления публичного сервитута регламентируется статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации. В рамках этого нормативного акта содержатся подробные инструкции о том, как именно происходит установление обременения, а также каким способом владелец обременённого участка может защитить свои права. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок установления публичного сервитута в соответствии с требованиями действующего законодательства будет состоять из таких этапов:

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

В том случае, если какой-либо из перечисленных этапов не был соблюдён, владелец обременённого неправомерно земельного участка может отстаивать свои права на отмену обременения через суд.

наследование земельных участков не допускаетсяОсвободившаяся комната в коммунальной квартире

достается, прежде всего, многодетным и малоимущим гражданам.

При соблюдении каких условий земельный участок передается по наследству? Мы подробно рассказали об этом здесь.

Купля-продажа дачного участка и дома имеет свои специфические особенности. Узнать о них вы можете в нашей статье.

Нормы права о сервитуте

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Вопрос защиты своих прав является наиболее актуальным для лица, являющегося владельцем участка, на который устанавливается сервитут.

Тем более что нарушения чаще всего встречаются в определении целей, для которых может быть установлен публичный сервитут, а также в размере и сроке обременения устанавливается в более завышенном формате.

Вариантов доказать свою правоту для владельцев обременённых земельных участков существует всего два:

  1. Через жалобу в вышестоящие инстанции на действия уполномоченных органов государственной власти, которые выступили организаторами установления сервитута;
  2. Через исковое заявление в суд с целью обжаловать действия таких органов.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

По результатам рассмотрения жалобы владельца земельного участка на неправомерные действия представителей власти должно быть сформировано соответствующее решение либо об отмене изданного нормативного акта, либо о признании его действительным ввиду правомерности действий представителей уполномоченных органов.

Установление публичного сервитута находится в ведении государственных органов федерального, регионального или муниципального значения. Вся процедура установления такого сервитута должна происходить в строгом соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы, касающиеся осуществления такой процедуры.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Публичный сервитут может быть установлен как по самостоятельному решению государства, так и по заявлению заинтересованных лиц.

В том случае, если установление сервитута владелец обременённого земельного участка считает незаконным, он может обжаловать такое решение либо в вышестоящем государственном органе, либо в суде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector