Основания для приостановления выездной налоговой проверки

В случае приостановления проверки для привлечения эксперта контролеры должны соблюдать процедуру проведения экспертизы

Приостановить выездную проверку налоговики вправе с целью проведения экспертизы документов (п. 9 ст. 89 НК РФ). Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Как правило, налоговики назначают экспертизу с целью выявления подлинности документа в целом или его конкретных реквизитов {amp}lt;1{amp}gt;.

Кроме того, привлечение эксперта возможно, если необходимо восстановить документ, уточнить рыночную стоимость товаров, работ или услуг, определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства, а также определить, какие ремонтно-строительные работы (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция) были выполнены (Постановления ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 N А57-4045/08 и от 09.09.2008 N А57-365/08-33).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Если компания узнает о проведенной экспертизе только из акта проверки, то результаты экспертизы являются недействительными, а доказательства — недопустимыми. Ведь по правилам п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта предъявляется проверяемой компании. Последняя в свою очередь имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Следовательно, лишение возможности постановки дополнительных вопросов эксперту, назначения дополнительной или повторной экспертизы является основанием для признания результатов такой экспертизы недопустимым доказательством (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 02.02.2012 N А19-6680/10, Поволжского от 07.04.2011 N А65-14124/2010 и Северо-Кавказского от 24.12.2010 N А32-2900/2010-12/63 округов).

Суды не согласны с привлечением специалистов вместо экспертов. Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 08.12.2011 N А40-65585/11-129-280 отметил, что между специалистом и экспертом есть существенное различие: специалист не проводит исследований и не дает заключений, он только содействует проведению налогового контроля. Его мнение в отличие от заключения эксперта не имеет доказательственного значения.

Такими доводами руководствуются большинство арбитров. В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.10.2009 N А56-58081/2008 указал, что частное мнение специалиста, участвовавшего в проведении ремонтных работ, не является экспертизой и не содержит детальных сведений о характере работ по ремонту станка.

В связи с этим заключение специалиста суд в качестве доказательства не принял. Ведь без проведения экспертизы показания свидетелей, в том числе и указанного специалиста, сами по себе не могут являться достаточными доказательствами. Аналогичные доводы содержатся в Постановлении ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А57-365/08-33.

Если при проведении проверки налоговики истребовали у организации подлинники документов, такие экземпляры необходимо вернуть налогоплательщику. За исключением документов, полученных в ходе выемки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Вместе с тем суды отмечают, что невозврат инспекцией подлинных документов на момент приостановления проверки не влечет безусловного признания решения контролеров по результатам выездной проверки недействительным (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2008 N А11-7316/2007-К2-23/433 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 14.11.2008 N 14107/08)).

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

А вот возвращать истребованные копии документов и иных бумаг, полученных в рамках проверки, положения НК РФ не обязывают. Ведь ст. 89 НК РФ не устанавливает ни ограничений на исследование полученных в рамках проверки копий документов, ни обязанности по их возврату в случае принятия решения о приостановлении проверки. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 05.02.2009 N 03-02-07/1-47.

Е.Н.Деева

Ведущий аудитор

«Бейкер Тилли Русаудит»

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ («встречная проверка у контрагентов», проверка «по цепочкам»);2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации (например, соглашения об избежании двойного налогообложения);

Сроки выездной налоговой проверки в 2019 году

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. (п.9 ст.89 НК РФ)В случае, если приостановление выездной налоговой проверки было произведено для получения информации от иностранных государств (пп. 2 п.9 ст. 89 НК РФ), и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления выездной проверки может быть увеличен на три месяца.Внимание !

В случае «Приостановления выездной налоговой проверки» не подлежат исполнению налогоплательщиком требования налогового органа по предоставлению документов, направленные налогоплательщику после даты решения о приостановке выездной налоговой проверки. Вместе с тем, ранее полученные налогоплательщиком в порядке ст.

Предлагаем ознакомиться:  Как заполнить налоговую декларацию на прибыль

93 НК РФ требования – должны быть исполнены.В случае приостановки выездной, налоговый орган обязан вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются (запрещены) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с приостановленной проверкой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Зачастую на практике налоговики направляют требование о представлении документов за несколько дней до приостановления проверки. Возникает вопрос: нужно ли компании в этом случае представлять документы, на что отведено 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), или исполнить требование проверяющих только после возобновления проверки?

Минфин России в Письме от 03.07.2008 N 03-02-07/1-246 разъяснил, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает приостановление срока исполнения требования о представлении документов. Следовательно, решение о приостановлении проверки не прерывает срока исполнения требования и налогоплательщик должен представить документы в 10-дневный срок, как того требует п. 3 ст. 93 НК РФ.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Некоторые суды поддерживают мнение контролеров, указывая, что приостановление налоговой проверки не является основанием для продления срока представления документов (Определения ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2011 N А81-5222/2010 и от 02.09.

Но есть и противоположная позиция. Так, ФАС Московского округа со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ указал, что непредставление запрошенных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения. А возложение на организацию обязанности по передаче документов в названный период нарушает ее права, гарантированные абз. 9 п. 9 ст.

89 НК РФ (Постановление от 14.02.2013 N А40-85458/12-20-465). По мнению суда, непредставление документов в 10-дневный срок является иным обстоятельством, исключающим вину компании в совершении правонарушения (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского от 20.08.2012 N А41-27671/11 и от 20.01.2011 N КА-А40/16654-10, Восточно-Сибирского от 27.07.2011 N А78-343/2011 округов.

По правилам п. 9 ст. 89 НК РФ приостановить проверку для получения от контрагента проверяемого налогоплательщика необходимой информации налоговики вправе на шесть или девять месяцев (в зависимости от цели приостановления). Однако Налоговый кодекс РФ не обязывает контролеров возобновить проверку сразу же после получения необходимых сведений (см. врезку ниже).

Справочная информация. Приостановление выездной проверки плательщика страховых взносов

Порядок проведения проверки за уплатой страховых взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

В отличие от мероприятий налогового контроля выездная проверка правильности уплаты страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев — для организации, и одного месяца — для ее обособленного подразделения (п. п. 11 и 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). При этом согласно п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ такая проверка также может быть приостановлена с целью:

  • истребования документов, относящихся к предмету проверки;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Срок приостановления выездной проверки плательщика страховых взносов может быть продлен до шести месяцев (до девяти месяцев — в случае запроса информации от иностранных государств).

Минфин России в Письме от 12.11.2012 N 03-02-07/1-288 разъясняет, что сроки приостановления и возобновления выездной проверки не зависят от получения от контрагента или иных лиц истребованных документов или информации. Ведь положения п. 9 ст. 89 НК РФ устанавливают общий срок приостановления проверки.

Таким образом, налоговики могут не возобновить проведение выездной проверки сразу же после получения необходимых документов от контрагентов. Есть вероятность, что такое затягивание контрольных мероприятий налогового контроля приведет к тому, что компании придется работать в режиме выездной проверки на протяжении длительного периода времени.

Предлагаем ознакомиться:  Налоги физических лиц, Граждан: сроки уплаты и расчет

Основания и Порядок продление выездной налоговой проверки в 2019 году

Продление выездной налоговой проверки – общеизвестное мероприятие не имевшее ранее регулирования на уровне закона, и так же оставшееся в не Налогового кодекса в 2019 году.По прежнему, в 2019 году продление выездной налоговой проверки возможно до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести.

При этом, в налоговом кодексе РФ, в статье 89, вы не найдете оснований и порядка продления выездных налоговых проверок, лишь общую фразу: « Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России».До конца 2018г. Основания и порядок продления срока выездной (повторной) налоговой проверки содержался в приказе ФНС РФ от 8 мая 2015 г.

N ММВ-7-2/189@.С 04.01.2019г. действует новый приказ ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@, в котором, как и в предыдущем содержатся формы документов, оформляемых налоговыми органами РФ при проведении налоговых проверок, а так же и основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки.

Решение о продлении выездной налоговой проверки принимает руководитель управления ФНС по субъекту РФ, в котором находится налоговый орган, проводящий выездную проверку. Например, по продлению выездных налоговых проверок «рядовых» налогоплательщиков Москвы – решение принимает руководитель (заместитель руководителя) Управления ФНС России по Москве, по мотивированному запросу от территориального налогового органа.

1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: — от 4-10 обособленных – продление до 4 месяцев, от 10 – до 6 месяцев.

5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Продление выездной налоговой проверки в 2019 году, как и ранее, возможно только по отдельному решению налогового органа. Решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа.Для оформления решения продления выездной налоговой проверки налоговый орган, проводящий выездную проверку направляет мотивированный запрос о продлении срока ее проведения в вышестоящий налоговый орган.

1) проведение выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, отнесенных к данной категории в порядке, установленном статьей 83 Кодекса;2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, которые требуют дополнительных проверок.

Источники информации – правоохранительные органы, контролирующие органы, иные источники;3) проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: — 4 и более обособленных – до 4-х месяцев, более 10 – до 6 месяцев.4) непредставление проверяемым налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения такой проверки (не представление документов по Требованию – по ст.93 НК РФ);

5) активное противодействие проверяемого налогоплательщика, ее проведению (пункт 1.1 статьи 113 Кодекса);*Понятие «активное противодействие проведению ВНП» в Налоговом кодексе не раскрыто, вместе с тем, в ч.1.1 ст.113 НК РФ есть такое положение: активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

6) составление акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса; — Наличие факта Воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) используемых проверяемым налогоплательщиком для основной деятельности.

Предлагаем ознакомиться:  СУДЕБНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ЭКСПЕРТИЗА ДВИГАТЕЛЯ, АКПП, ЛКП. ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП.

7) — непредставление банком информации о счетах проверяемого налогоплательщика,— непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса,— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса),— непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (пункт 1 статьи 95 Кодекса),— неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (пункт 3 статьи 97 Кодекса);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;3) проведения экспертиз;4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Суды не против истребования документов после вынесения решения о приостановлении проверки

Одним из оснований приостановления проведения проверки является необходимость истребования документов, относящихся к предмету проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Однако на практике налоговики зачастую истребуют у контрагентов проверяемых компаний необходимые документы и информацию уже после принятия решения о приостановлении проверки.

Однако суды не согласны с таким мнением. В частности, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.07.2011 N Ф03-1989/2011 указал, что приостановление действий налогового органа по истребованию документов у компании на период действия срока приостановления проведения выездной проверки не означает, что контролеры не вправе направлять требования контрагенту проверяемой организации.

В этом деле компания не представила запрошенные документы, в связи с чем у налоговиков возникла необходимость истребовать их у контрагента. Проверяющие вынесли решение о приостановлении выездной проверки и одновременно направили соответствующее требование. По мнению суда, такие действия контролеров являются правомерными.

Как правило, причиной приостановления проверки является необходимость получения от контрагентов проверяемой компании тех или иных документов. При этом закон устанавливает лимит на приостановление проверки по этому основанию — не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Ссылаясь на эту норму, компании пытаются признать недействительным решение о приостановлении проверки, в котором налоговики не указали перечень лиц, у которых они планируют истребовать информацию. Но суды в данной ситуации поддерживают контролеров. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.11.

2010 N А05-4432/2010 не посчитал нарушением тот факт, что налоговики не указали в решении о приостановлении проверки конкретных лиц, у которых будут истребованы документы. По мнению арбитров, отсутствие такой информации не является доказательством злоупотребления со стороны проверяющих, поскольку не приводит к чрезмерному вмешательству в хозяйственную деятельность налогоплательщика.

Е.Н.Деева

Ведущий аудитор

По мнению судов, налоговикам не обязательно указывать в решении о приостановлении проверки наименования контрагентов компании, у которых они планируют истребовать документы

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

В случае если у налоговиков есть основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены проверяемой компанией, то на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа производится выемка (п. 1 ст. 94 НК РФ). При этом ст. 94 НК РФ в качестве единственного ограничения проведения выемки устанавливает запрет на выемку в ночное время.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Возникает вопрос: вправе ли налоговики изъять у проверяемой компании документы и предметы в период приостановления налоговой проверки? Это важно, поскольку налоговики не вправе при вынесении решения по итогам проверки учитывать документы, полученные ими в результате незаконной выемки (п. 4 ст. 101 НК РФ и п. 3 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Суды признают постановление налоговиков о производстве выемки недействительным, а действия по изъятию документов во время приостановления проверки — незаконными (например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2011 N Ф03-508/2011). Ведь документы находятся в помещении налогоплательщика.

На практике может случиться, что постановление о выемке вынесено в период приостановления выездной проверки, а фактическая выемка документов и предметов осуществляется уже после возобновления процедуры проверки. В настоящее время судебная практика по данному вопросу не сложилась. По мнению автора, в этой ситуации налоговики вправе изъять у проверяемого налогоплательщика документы и предметы. Ведь п. 9 ст.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector