Как организовать парковку на придомовой территории

Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

Когда жильцы самостоятельно организовали парковку, нарушив при этом правила и порядок ее обустройства, с жалобой можно обратиться в ГИБДД, прокуратуру или жилищную инспекцию. Она должна быть оформлена в соответствии с Федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан от 2006 года. В заявлении следует указать информацию о лице, которое его подает, и обстоятельства возникшего конфликта.В конце жалоба должна содержать  просьбу о том, чтобы госорганы устранили факторы, послужившие нарушению прав.

Штрафные санкции

На федеральном уровне в соответствии с КоАП РФ за обустройство незаконной стоянки конкретных взысканий не установлено. Но согласно ст. 7.1 КоАП гражданин может быть наказан за самовольное занятие земельного участка, или ст. 12.33 этого же документа – за порчу дорожного полотна.

Если ситуация спорная и требует судебного разбирательства, то лучше обратиться за помощью к опытному юрисконсульту.

Таким образом, при создании стоянки около многоэтажного жилого дома необходимо придерживаться определенных правил, которые зафиксированы на законодательном уровне.

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Интересно почитать: материалы по теме

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

При отсутствии парковки во дворе жилого дома автолюбители действуют самостоятельно, по своему желанию. Ведь наряду с действующими нормативами и законами существуют и региональные нормы, которые утверждены в конкретной местности. Поэтому нужно уточнять вопрос, как узаконить парковочное место во дворе и актуальные нормативы для своего города.

Также есть требования по организации парковки на придомовой территории в жилой зоне в Правилах дорожного движения. В этом законодательном акте прописаны не только обязанности водителей на дороге, но и правила проезда по придомовой территории многоквартирного дома и парковке. В ПДД также есть категорические запрещения:

  • запрещено оставлять грузовой транспорт (более 3,5 тонны) во дворах многоквартирных домов;
  • запрещено стоять около жилого здания с включенным мотором;
  • нельзя парковать машину в зонах пешеходного движения, стоянка на тротуаре во дворе запрещена.

Также существуют и некоторые добавления ко всем вышеизложенным пунктам для решения проблемы, как узаконить место для парковки возле домов. На определенных прилегающих территориях могут стоять специальные знаки, которые позволяют устанавливать многотонные паркующиеся грузовые машины или обычные авто на тротуарах и во дворах. В таких случаях установленный указатель имеет приоритет перед ПДД.

Многих интересует вопрос, какое время может стоять авто с заведенным двигателем. Это важно, ведь зачастую многие водители высаживают или подсаживают пассажиров рядом с подъездом во дворе своего дома. При этом прекращать на несколько минут работу мотора, когда водитель паркуется, неудобно. В законодательстве точно регламентируется это время – не более пяти минут.

Категорически не разрешается перегораживать проезд. Помимо этого, действует запрет на незаконную парковку, при которой своевольно занимают придомовую территорию под самопальные стоянки для персонального авто, потому что такое могут предпринимать только экстренные спецслужбы в момент устранения чрезвычайных происшествий.

вариант стоянки

Стоянкой на придомовой территории чаще всего является огороженный участок, на котором автолюбители оставляют ТС для хранения на протяжении некоторого промежутка времени, за плату. За порчу автотранспорта в этой ситуации несет ответственность администрация стоянки.

Рассматривая два понятия «стоянка» и «парковка на придомовой территории», необходимо понимать, что они относятся к разным сферам законодательства. Термин «стоянка» относится к Гражданскому кодексу (сохранность автомобиля), тогда как парковка – это терминология ПДД, то есть временная остановка автомобиля.

Существует ещё один важный вопрос, в каких случаях парковка считается незаконной? Прежде всего, если наблюдается явное нарушение санитарных норм или ПДД. Если количество автовладельцев в доме немного, то об оборудовании парковочных мест проблема не поднимается, и владельцы самостоятельно устраивают стихийные стоянки.

Самостоятельно проявлять инициативу жителям не рекомендуется. Следует зафиксировать на видео или фотографии место парковки и написать заявление в прокуратуру и ГИБДД. Стиль изложения должен быть предельно деловым с описанием основных элементов ограждений, указанием гос.номера автомобиля. На фотофикструющих документах его должно быть хорошо видно.

В некоторых случаях, когда жильцы дома отказываются финансировать строительство парковочной площадки, можно попытаться объединиться всем автовладельцам и обратиться к участковому и в Администрацию района для получения разрешительных документов на парковку. Правоохранительные органы могут дать разрешение при условии, что все жильцы подпишут документ, в котором они не возражают против стоянки машин. В противном случае каждому владельцу авто придётся срочно решать вопросы с арендой машино-места.

Парковка машин считается всегда бесплатной. Это зависит от того, как решат жители домов на общем собрании. Но если земельный участок находится в личном пользовании и стоянка автомобилей платная, с неё владелец будет получать прибыль, то это совершенно другой тип владения. Как правило, участок земли на придомовой территории либо принадлежит жителям, либо находится в длительной аренде или муниципальной собственности. Это уточняется в Комитете по землеустройству.

Зачем нужны правила

В соответствии с законом № 131 –ФЗ от 6 октября 2003 года, граждане имеют право заниматься решением вопросов на уровне негосударственного самоуправления, принадлежащие к их частной собственности.

Соответственно, парковки многоэтажек, имеющиеся в частном владении жильцов, могут быть благоустроены после одобрения всех собственников, пункт 1.4 ст. 36 ЖК РФ.

Как организовать парковку на придомовой территории

Но в ст. 46 ЖК РФ четко указаны нормы вынесения заключения, исходя из которых следует, что для оформления проекта следует собрать не менее 2/3 голосов.

Важно помнить, что общему обсуждению обязательно подлежат темы:

  • поддержка работоспособности парковки;
  • найм работников;
  • возможная сдача стоянки в аренду.

Последующим вопросом может стать расширение автостоянки и оплата за пользование ею. В отличии от собственников, квартиросъемщики, снимающие жилплощадь по договору найма, не имеют права голоса в общем собрании жильцов при рассмотрении управления придомовой территории.

Российское законодательство предусматривает парковочные отношения водителей в жилых зонах, контролируя их СанПин №2.2.1/2.1.1.1200-03 от 25.04.2014:

  • запрещает сооружать организованную или несанкционированную парковку дистанцией менее 10 метров от жилищного массива, табл. 7.1.1;
  • не позволяется припарковывать грузовик в радиусе 50 м от помещения, кроме коммерческого транспорта;
  • не положено дольше 5 минут находится около дома с включенным двигателем;
    воспрещено заезжать на благоустроенную околодомовую территорию, включая детскую площадку, тротуар во дворе, газон, ограждение. Правонарушение грозит штрафом, размер которого будет зависеть от региона;
  • нельзя оставлять транспорт во дворе на повороте, становится вторым рядом, совершать наезд на бордюр.

Действующие сегодня правила парковки во дворах жилых домов учреждены затем, чтобы облегчить проживание в современных многоэтажных зданиях. При соблюдении всех санитарных норм и действующих законов исключено возникновение спорных ситуаций между администрацией, управляющими компаниями и жильцами при возникновении вопроса, как организовать парковку во дворе многоквартирного дома.

Хорошо и комфортно для всех, когда в каждом дворе организована автостоянка на 10-50 машин, что зависит от величины здания и числа жителей. Но на практике, многим гражданам ничего не остается, как парковать авто на свой страх и риск. При невозможности оформить парковочное место во дворе для своей машины стоит задуматься о безопасности транспортного средства и взять в аренду место на платной парковке.

По законодательству можно ставить во дворах ограждение и шлагбаумы, которые регулируют проезд машин. Это также делают в целях сохранения парковочных мест на придомовой территории в целости, ведь их могут занять жители соседних домов, а пожаловаться на них проблематично. Но установка шлагбаума должна быть согласована с администрацией, в противном случае она незаконна и будет нелегальной. Также за его приобретение и обслуживание нельзя собирать средства в счет коммунальных платежей. Деньги предоставляют собственники в равных частях.

Придомовая парковка и права жильцов согласно требованиям нормативных актов

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию. Если же нет, то членам объединения в первую очередь следует узнать, оформлены ли на данную землю все необходимые правоустанавливающие документы.

Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их здания и обратиться в администрацию муниципального образования для оформления права собственности на него. А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

парковка

Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 жильцов, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно. Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер.

Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил придомовой парковки.

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

  1. Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа – из бетона и кирпича.
Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за незаконное пребывание на территории рф

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123-ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если стоянка примыкает к другому зданию, аварийные выходы через его окна должны быть предусмотрены в обязательном порядке.

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарно-технические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом, определяется ее размером. Каким образом?

  • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
  • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
  • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

Полезные материалы по теме

Весомым преимуществом обладает подземный гараж – его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  1. Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж – информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.

В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

  • минимальная ширина – 2,3 м;
  • минимальная длина – 5 м;
  • для людей, передвигающихся на инвалидном кресле, минимальная ширина должна составлять 3,5 м.

Как организовать парковку на придомовой территории

Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Место размещения стоянки машин согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также органами ГИБДД.

Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

  • со стоянок около многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м, необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда;
  • существуют особые требования к покрытию парковок вместительностью 101–300 автомобилей. Кроме того, для таких автостоянок должна быть разработана проектная документация.

В проекте придомовой парковки отражаются следующие данные:

  • схематическое изображение и план стоянки с обозначением ограничителей для движения;
  • местонахождение кнопки вызова пожарной команды;
  • схема движения автотранспортных средств;
  • расположение дорожных знаков и разметки;
  • тип покрытия.

Итак, согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

  • название и адрес контролирующего органа, Ф. И. О. и контактные данные лица, которое уполномочено жильцами вести дела;
  • текст заявления содержит адрес объекта, а также просьбу выделить земельный участок около МКД для организации стоянки.

Как организовать парковку на придомовой территории

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения. Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой парковки, расположены отдельные элементы благоустройства, такие как скамейки и клумбы.

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в создании придомовой парковки.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

  • площадь территории, выделенной для обустройства стоянки;
  • место расположения участка;
  • уровень престижности компаний, задействованных в проектировании и строительстве;
  • вид покрытия (асфальт, гравий, плитка, экосетка).
Как организовать парковку на придомовой территории

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Придомовая парковка может основываться по согласию только собственников квартир в МКД. Для этого инициатору следует созвать собрание собственников квартир, вынести эту проблему на обсуждение. Если 2/3 проживающих проголосуют за создание паркинга, то считается, что вопрос решен в пользу создания парковочного пространства.

Как сделать по закону

  • «шапка» документа начинается с наименования структуры, куда он отправится, и ФИО заявителя с его контактными данными;
  • в основной части заявления потребуется описать адрес расположения незаконной парковки, как она обустроена, госномера автотранспорта, который находится на ее территории;
  • также потребуется обозначить имена свидетелей, удостоверяющих факт нарушения закона, и статьи законодательства, которые были нарушены;
  • ниже указывается перечень свидетельств, доказывающих факт нарушения.
Как организовать парковку на придомовой территории

Заявление о ликвидации незаконных парковочных мест во дворе

Куда подавать

При обнаружении нарушений принципов придомовой парковки гражданам следует обращаться в ГИБДД. Еще хозяева жилья могу подать жалобу в Управляющую компанию. Но для большей результативности рекомендовано отправить заявление в ГИБДД.

Штрафные санкции

Правила парковки нужно соблюдать всем проживающим в МКД. В зависимости от вида нарушения закона, автолюбителю может грозить штраф в пределах от 500 до 5000 руб.:

  • за неправомерную парковку в зоне «Инвалид» величина штрафа составит 5000 руб.;
  • если автомашина оставлена на газоне в Санкт-Петербурге либо Москве, то автомобилист заплатит штраф в промежутках от 3000 до 5000 руб.;
  • при несоблюдении способов остановки на придомовом участке размер взыскания может варьироваться от 1500 до 3000 руб.;
  • если автомобиль оставлен близко от МКД, на расстоянии, которое не достигает нормативов, определенных законодателями, то нарушителю придется заплатить сумму от 1500 до 3000 руб.;
  • если во дворе Москвы либо Санкт-Петербурга обустроен платный паркинг, а автолюбитель его не оплатил, то размер взыскания будет составлять 2500 руб.;
  • если припаркованная автомашина создает помехи для передвижения прочего ТС, то в бюджет страны нарушитель перечислит сумму от 1500 до 3000 руб.

В соответствии с законодательством автовладельцы могут парковать свои машины непосредственно во дворе дома, нет обязанности ставить транспортные средства на платных стоянках или в персональных гаражах. Но кроме этого, существуют санитарные нормы, которые все обязаны соблюдать, перед тем, как сделать место стоянки.

Все владельцы авто должны не перегораживать подъездные пути к дому, потому что в таких случаях нет проезда для экстренных служб, что нарушает права жильцов и последует жалоба в УК. Например, если возник пожар в здании, то пожарная машина не сможет подъехать и выгрузить необходимый инвентарь для устранения чрезвычайной ситуации.

Главное, что требуется от стоянок в жилой зоне, это следующее:

  • при парковке возле подъезда до десяти авто стоянка должна располагаться на расстоянии десяти метров от окон;
  • при парковке возле подъезда до пятидесяти машин на придомовой территории стоянку размещают в соответствии с требованиями Санэпиднадзора.

При строительстве домов сегодня парковочные места закладываются в проект еще до начала работ. При таком подходе стоянки организовывают в соответствии со всеми строительными и санитарными нормами, что охраняет права жильцов. Но в реальности, многие старые дома таких паркингов не имеют, поэтому многие автовладельцы ищут места, где можно безопасно поставить свою машину. Если двор маленький, то ситуация значительно усложняется вплоть до невозможности основать стоянку для машины.

Партийный функционер Сергей Миронов из «Справедливой России» внес в парламент законопроект о парковках во дворах жилых домов. Пока закон не совсем доработан, поскольку неясно как он будет применяться в старых постройках, не имеющих достаточной площади, чтобы были обустроены паркинги.

Разработки парламентариев состоят в следующем:

  • организованные места для стоянки автомобилей будут распределяться в зависимости от метража квартиры. При наличии обычного помещения из одной отдельной комнаты положено одно место под парковку. Если собственник владеет площадью более 50 квадратных метров, то ему предоставят два места;
  • при создании проекта нового дома для гостей планируют сорок мест, когда в многоэтажном здании будут жить не более тысячи жильцов. Если это число будет больше в два раза, то и мест будет построено восемьдесят.

Законопроект пока не совсем безупречен, поскольку в стране на небольшом количестве квадратных метров живут довольно крупные семейства, у которых во владении находятся несколько авто. Поэтому им придется ставить машину, являющуюся лишней, в других местах, а парковки возле подъезда при этом могут быть незаполненными.

Как организовать парковку на придомовой территории

Также парламентарии предложили закон, благодаря которому на платных автостоянках для близ проживающих граждан будут установлены новые порядки. Так, ночью они должны функционировать в качестве бесплатных для всех, кто хочет ими воспользоваться, в частности жители, проживающие рядом. Заниматься контролем и регулированием выполнения этого закона будут местные администрации, которые организуют специальный перечень, где будут учтены все места автостоянок города, в частности, и стоящие на придомовых участках многоквартирных домов.

  • противоречит ПДД;
  • нарушает санитарные нормы;
  • была образована путем стихийного захвата парковочных мест.

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД. Как данный документ должен быть оформлен?

В шапке заявления, которая размещается в верхнем правом углу листа, указываются следующие сведения:

  • наименование органа ГИБДД, в который подается обращение;
  • Ф. И. О. и контактные данные заявителя.
Предлагаем ознакомиться:  Межевание Придомовой Территории Многоквартирного Дома В Москве

Текст обращения, описывающий ситуацию в таких подробностях:

  • местонахождение незаконной придомовой парковки;
  • государственные номера автомобилей, замеченных на стихийной стоянке;
  • наличие блокирующих объектов, перекрытий, ограждений и пр.;
  • контактные данные свидетелей, который могут подтвердить факт существования незаконной парковки.

Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10) прописана ответственность за нарушение правил стоянки или остановки в виде задержания транспортного средства либо административного штрафа от 500 до 5 000 рублей.

Эвакуация автомобиля возможна при следующих нарушениях:

  • парковка на местах для инвалидов, в том числе на придомовой территории;
  • стоянка вторым и далее рядом;
  • парковка на тротуарах, в том числе на придомовой территории;   
  • создание препятствий для движения, въезда или выезда других транспортных средств;
  • стоянка на территории пешеходных переходов и на расстоянии менее 5 м перед ними.

Эвакуация автомобилей позволяет эффективно бороться с нарушением правил парковки и сегодня часто применяется во многих городах России. Мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении служит задержание ТС.

Отдельных правовых актов о парковках и стоянках около многоквартирных домов не разработано. Все вопросы в той или иной степени рассматриваются Жилищным кодексом РФ. Согласно ст. 16 ЖК РФ следует, что участок, на котором построен дом и прилегающая к нему территория являются собственностью жильцов, и вопросы его использования решаются коллективно собственниками квартир. Этот пункт регламентируется ст. 44 ЖК. Под жилым помещением понимается:

  • сам дом или его часть, в том числе комната или часть квартиры;
  • вспомогательные части строений, которые служат для удовлетворения бытовых нужд и проживания.

Решение об оборудовании парковки на придомовой территории многоквартирного дома должно приниматься коллегиально, причём при согласии 2/3 от количества проживающих жильцов. То есть вопрос рассматривается на общем собрании, и 2/3 жителей должны дать письменное согласие на оборудование автостоянки. Как только будет принято решение большинством голосов можно огораживать территорию, благоустраивать её и ставить при необходимости шлагбаум.

Легальная парковка возле своего жилищного комплекса вполне возможна, правда ее организация потребует достаточно длительного времени и вложения денежных средств. Финансовые вложения будут вполне умеренными, если капиталовложением будет заниматься не один владелец транспортного средства.

А наличие всей необходимой разрешительной документации обеспечит делу быстрый ход. В соответствии с законом, всем собственникам многоквартирного жилого дома принадлежит часть земли, которая прилегает к дому.

При наличии в доме магазинов, аптек или других организаций, на собрание следует пригласить их собственников, ведь без их присутствия, трудно будет добиться общего компромисса.

При организации парковки нужно учитывать следующие основные моменты:

  • следует узаконить многоквартирный дом, то есть приватизировать частную собственность (квартиру) и произвести разметки межевания участка;
  • парковка должна быть соразмерима жилому комплексу (не более 50 мест), в которой обязательно должны быть выделено место для инвалидов, Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов РФ» ст. 15;
  • вопрос о количестве мест для инвалидов решается местным самоуправлением;
  • после достижения компромисса между соседями, предварительный план стоянки, составленный проектной организацией, кадастровую справку и заявление следует направить в местный департамент по благоустройству для рассмотрения, а также ГИБДД;
  • заявление пишется в свободной форме, в котором обосновывается необходимость организации мест для парковки;
  • документы подаются одним полным пакетом. Этот шаг является неотъемлемой частью процесса, ведь вышестоящие органы должны произвести соответствие проекции касательно технических нормативов;
  • решение территориальной администрации может быть, как положительным, так и отрицательным. В случае одобрения, потребуется окончательное согласование Роспотребнадзора совместно с инженерными службами;
  • также может подняться вопрос о необходимости заключения договора аренды на землю, в случае отсутствия права на часть придомовой территории;
  • не стоит забывать, что околодомовая стоянка может быть запрещена решением жильцов, следовательно, придомовая территория будет вольным пространством.

Штрафные санкции

Куда жаловаться

Загромождение личным транспортном проезда и пешеходных территорий является настоящей проблемой XXI века, поэтому юристы рекомендуют создавать письменные заявления на автовладельцев в органы ГИБДД.

Жители домов наделены законным правом пожаловаться при нарушении норм обустройства парковочной территории в санитарную инспекцию, пожарную службу, экологическую организацию, а также инженерной службе района.

Санитарные нормы

Регулярные конфликты возникают в связи с отсутствием в нормативных актах и законах хотя бы единой позиции относительно правил парковки.

Ведущим документом, которым руководствуются при регулировке норм обустройства парковочной территории в 2019 году, значатся санитарные нормы №2.2 1/2. 1/1. 1200-03.

Согласно, этого документа, следует:

  1. Расстояние от жилого массива до парковочной зоны не менее 10 метров.
  2. Открытая стоянка до 50 авто разрешена при соблюдении условий Санэпидемнадзорслужбы элементам благоустройства придомовых территорий, беря во внимание общую площадь.

Таблица 2. Определение расстояния от стен сооружений до паркинга.

Определяемые сооружения Допустимое расстояние в метрах при определенном количестве транспортных средств
Вместительность площадок 10 и ниже 10 -50 50 -100 100-300 300
Жилые здания, включая торцы сооружений без оконных проемов 10 )

10 )

15 10 ) 25

15

35

25

35

50

Строения общественного назначения 10 ) 10 ) 15 25 25
Учреждения лечебного характера (открытые, закрытые), места для отдыха 25 50 ) ) )
 Дошкольные учреждения, общеобразовательные школы 15 25 25 50 )
  ) допустимое расстояние определяют Государственные органы санитарного надзора;
) для сооружений, имеющих III-IV тип огнестойкости расстоянию полагается быть не менее 12 метров.

Обустройство

Обустройство парковок предполагает наличие всей необходимой атрибутики для безопасности пешеходов и владельцев транспортных средств.

Как организовать парковку на придомовой территории

Горизонтальная маркировка включает в себя грамотное нанесение:

  • парковочных разметок;
  • стрел направления;
  • нумерацию;
  • осевых линий;
  • индивидуальных элементов.

Профессиональный подход и учет важных факторов, включая мелкие детали, позволит максимально эффективно разграничить общую территорию, при этом значительно увеличить количество машиномест:

  1. Установка знаков состоит из монтажа знаков дорожного движения.
  2. Монтаж столбиков металлических.
  3. Гибкие резиновые столбики.
  4. Возможно наличие блокираторов.
  5. Установка шлагбаумов.
  6. Обозначение парковочных мест для инвалидов.
  7. Камеры для видеонаблюдения и контроля.

При управлении норм доступа инвалидов к парковкам многоэтажек руководствуются СП 59.13330.2012. Каждое парковочное место должно иметь специальное обозначение (разметку). Стоит отметить, что в СП не обозначен возможный дополнительный метраж парковочного места.

Соответственно, зона на парковке для инвалида может быть тех же параметров, что и для обычного транспорта. Обязательным наличием на паркинге являются специализированные спуски и подъемы на тротуар, для легкого и комфортного передвижения колясочников.

Специально сооруженный паркинг или открытая площадка считаются более безопасным и к тому же легальным местом для хранения транспортного средства в нерабочем состоянии, которые в зоне объектов общегородского значения являются необходимостью.

Безопасность детей на придомовой парковке

В пределах придомовой остановки значительное число ДТП совершается с участием несовершеннолетних. Чтобы избежать происшествий, потребуется:

  • даже при въезде на парковочное пространство перед МКД не превышать скорость, так как дети выбегают неожиданно, и могут попасть под колеса;
  • если потребуется езда задним ходом, то следует сосредоточиться и помнить о слепых зонах, в пределах которых малыша нельзя увидеть;
  • родителям необходимо обучать детей правилам поведения на оживленной дороге, рассказать об опасности невнимательности на придомовой парковке;
  • родители не должны оставлять малышей без контроля перед домом.
Как организовать парковку на придомовой территории

Необходимо соблюдать правила безопасности на транспортном средстве при передвижении во дворе дома.

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, – во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке.

Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Как организовать парковку на придомовой территории

Хоть если машина двигается на минимальной скорости, водитель часто не успевает нажать на тормоза, и, к сожалению, исход происшествия может быть смертельным.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни видеокамеры, ни парктроники (специальные датчики). Именно поэтому взрослым людям ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети! Даже родители, которые гуляют вместе с малышом и внимательно следят за его безопасностью, порой не успевают отреагировать в том случае, если ребенок бросается под машину, играя в догонялки или пытаясь поймать мячик.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Хабаровске за первые 4 месяца с начала года. Там зафиксированы 39 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Травмы получили 42 ребенка, из них 26 человек были пешеходами, остальные – пассажирами.

Анализ подобных ДТП говорит о том, что в более чем 70 % случаев виноваты водители, и только в 25 % – сами ребята, выбежавшие в неположенном месте на проезжую часть. Будь автомобилисты осмотрительнее, а родители внимательнее к своим детям, многих аварий удалось бы избежать.

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни.

Если стоянка организована незаконно

Сегодня платную придомовую парковку можно организовать по нескольким сценариям.

Вариант 1. По решению органов власти

Вопросы организации и работы придомовых парковок на федеральном уровне не урегулированы.

Создание платных городских стоянок (в том числе в непосредственной близости от МКД) позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение высокой оборачиваемости мест парковки автомобилей;
  • повышение общей скорости движения;
  • снижение загруженности стоянок;
  • открытие новых парковочных площадок.

Статья 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит, что к полномочиям субъектов РФ относится решение вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией платных парковок, которые размещаются на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также установлением стоимости за услугу.

Все аспекты организации и функционирования коммерческих стоянок в Москве подчиняются таким нормативным актам:

  • постановление правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы», которое регламентирует работу стоянок, организованных за счет средств столичного бюджета;
  • постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»;
  • постановление правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (регулирует деятельность стоянок, которые возводятся на частные средства по результатам проведения аукциона).
Предлагаем ознакомиться:  Исправление записи об увольнении в трудовой книжке по образцу: как исправить неправильную или ошибочную формулировку, если она внесена ошибочно?

Сегодня в столице жители домов, которые располагаются в зонах платных парковок (резиденты платных парковок), пользуются стоянками на льготных условиях. Такие государственные услуги предоставляются по внесению записей в реестры парковочных разрешений льготных категорий.

Вариант 2. По решению владельца

Кто может установить ограничение на въезд транспортных средств на придомовую территорию МКД? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является владельцем земельного участка около здания:

  • субъект РФ;
  • муниципальное образование;
  • владельцы квартир в МКД (общая долевая собственность).

Если участок принадлежит муниципальному образованию или субъекту РФ, то только они могут принимать решения по поводу организации платной придомовой парковки или ограничения движения на его территории.

Однако если землей около МКД на основании права общей долевой собственности владеют жильцы, то решать вопросы об ограничении движения либо организации парковки во дворе уполномочено только общее собрание (согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ч. 1 ст. 36) гласит, что хозяевам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежит коллективное имущество дома, а именно:

  • земельный участок, на котором располагается здание;
  • элементы благоустройства и озеленения территории;
  • иные объекты, которые находятся на участке и используются для обслуживания дома.

Порядок оформления права общей долевой собственности на придомовую территорию определяется законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ст. 16).

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность за учреждение парковки на земельном участке лицами, которые не владеют данной территорией.

Хозяева квартир МКД, которые на основании права общей долевой собственности обустраивают придомовую парковку, уполномочены взимать плату за нее с обитателей дома в фонд благоустройства двора. А правомерно ли устанавливать цену за стоянку для лиц, которые не являются жильцами дома? Данный вопрос является спорным по нескольким причинам.

  1. Лица, не проживающие в данном доме, не обязаны исполнять постановления общего собрания его владельцев.
  2. Закон умалчивает о том, кто же имеет право взимать плату за парковку во дворе. Общее собрание собственников не является юридическим лицом и не имеет соответствующих полномочий. Со стороны инициативной группы владельцев квартир подобные действия также являются незаконными и влекут за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ (ч. 1).

Вопрос о том, могут ли ТСЖ и управляющие компании предоставлять сторонним лицам платные парковочные места по решению владельцев квартир МКД, также не урегулирован на законодательном уровне.

Штрафные санкции

  • в «шапке» указывается наименование структуры, куда направляется заявление и ФИО с контактами заявителя;
  • в «теле» прошения отображается просьба о выделении надела земли перед МКД с адресными данными дома;
  • завершается документ подписью и датой его составления.
Как организовать парковку на придомовой территории

Заявление на парковку во дворе образец

Как организовать парковку на придомовой территории

Если заявление будет рассмотрено в пользу жильцов, то далее, для организации парковки на придомовой территории, собственникам участка нужно обратиться в администрацию (отделение архитектуры) и ГИБДД.

Как организовать парковку на придомовой территории

Оформление дозволений от данных структур позволит избежать множества сложностей в дальнейшем. Форма обращения аналогична заявлению, представленному выше.

При вынесении удовлетворительного решения хозяева квартир могут приступать к реализации представленного проекта по обустройству парковки на придомовой территории многоквартирного дома.

Оснащение придомового парковочного пространства зависит от вложений и желаний хозяев. Можно организовать въезд за плату с охраной участка или инициировать установку шлагбаумов на придомовой парковке, также можно разметить место каждого жильца и поставить барьеры.

Обустройство платного парковочного пространства будет зависеть от собственника участка перед МКД:

  • регион страны;
  • муниципалитет;
  • собственники жилья в МКД.

В первых 2-х случаях разрешение на организацию придомовой парковки принимается только представителями региональных либо местных властей. В последней ситуации решение выносится на собрании хозяев квартир.

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

По сей день не утихают споры о том, является ли машиноместо объектом общедолевого имущества, либо следует считать его обособленной территорией, у которой есть лишь один владелец.

Весомым аргументом является отсутствие у машиноместа каких-либо индивидуализирующих признаков либо физических границ (стен, ограждающих конструкций, перегородок), которые бы отделяли его от других на территории стоянки. Зарубежные законодатели придерживаются аналогичной точки зрения в этом вопросе. Так как маркировка со временем стирается, покраска контуров машиноместа на придомовой парковке не считается основанием для того, чтобы считать его индивидуально-определенным.

Как организовать парковку на придомовой территории

Вместе с тем маркировка с помощью ограждений из бетона, дерева или камня является долгосрочной хорошо различимой, благодаря чему, к примеру, в Германии она считается основанием для обособления парковочной площадки.

Выходит, чтобы машиноместо превратилось в недвижимость, достаточно поставить ограждение либо перегородку? На практике не всё так просто.

Свод правил, утвержденный приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117 (п. 5.2.6), гласит, что разделение перегородками машиномест на отдельные боксы в подземных автостоянках запрещено. Для обособления парковочных мест допустимо применение сетчатого ограждения из негорючих материалов в помещениях хранения легковых автомобилей, которые являются собственностью граждан.

Однако в столице и некоторых других городах России долгое время практиковался подход, в основе которого лежит принцип «всё, что не запрещено, то разрешено». Парковочные площадки очерчивали краской и в качестве объекта недвижимости ставили на учет в кадастре. При возникновении спорных ситуаций суды на основании технических паспортов признавали такие машиноместа обособленными нежилыми помещениями в составе придомовой парковки либо нежилого здания.

Подобная практика органов регистрации и судов подарила жизнь такому виду недвижимого имущества, как «маркированное машиноместо». Однако поскольку недвижимость не может так просто перемещаться в гражданском обороте и выбывать из него, всё чаще стали звучать вопросы о том, как уничтожить «стертое» или «перерисованное» парковочное место.

Статистические данные свидетельствуют о том, что Росреестр только за 2015 год зарегистрировал права на 4800 подозрительных объектов под общим обозначением «нежилое помещение», не определенных как машиноместа. Их площадь составляет 10–16 кв. м. Данный факт наводит на мысль о том, что регистрация машиномест в качестве самостоятельных объектов недвижимости продолжается.

Вместе с тем сегодня суды все чаще принимают решения исходя из того, что парковочное место не соответствует признакам недвижимого имущества.

Закон о государственном кадастре недвижимости (п. 6 ст. 41) гласит, что местоположение помещения определяется методом графического отображения на плане этажа (или его части) здания либо сооружения границы геометрической фигуры, которую образуют внутренние стороны его наружных стен. Если строение имеет один этаж, для отображения используется его план (либо соответствующая часть). Однако, как показывает практика, у машиномест часто нет наружных стен, а их границы обозначаются с помощью номеров и условных линий на полу.

Что касается парковочных площадок, которые являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с машиноместом (продажи, дарения) необходимо заручиться согласием других долевых владельцев.

Примеры из судебной практики.

  1. Признание ничтожным договора инвестирования строительства в части передачи в собственность помещений подземной автостоянки по причине того, что данным помещениям по закону присвоен статус общедомового имущества многоквартирного дома (Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 04.12.2013, п. 38).
  2. Определение подземного гаража с машиноместами, расположенного в подвальном помещении МКД, как объекта общедомового имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6037/13).

Мнение эксперта

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

С. А. Киракосян,

 кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет. 

С. А. Киракосян,

 кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет. 

Новый законопроект

Закон, регулирующий вопросы организации и функционирования придомовых парковок, был предложен партией «Справедливая Россия». В настоящее время проект находится на стадии доработки, так как неясным является механизм его действия в отношении МКД, построенных ранее и не имевших большой территории вокруг.

стоп

В чем суть предложения «Справедливой России»? Рассмотрим основные аспекты.

  1. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника. Владелец стандартной однушки (33 кв. м.) получит одно машиноместо. А те жильцы, площадь квартиры которых больше 50 квадратных метров, должны стать обладателями двух мест на придомовой парковке.
  2. При составлении проекта стоянки для дома, рассчитанного на 1000 человек, следует предусмотреть 40 машиномест для гостей. Если предположительное число обитателей будет равно 2000, то таких площадок должно быть 80.

Специалисты уже сейчас указывают на несовершенства данного закона, которые могут спровоцировать конфликты между жильцами многоквартирных домов. Ведь в нашей стране нередки случаи, когда в однокомнатной квартире ютится большая семья, имеющая несколько машин. Согласно новым нормам им не останется ничего иного, кроме как парковать свои автомобили на другой стоянке.

Новые правила, разработанные депутатами дополнительно, в ближайшее время будут введены для жильцов близлежащих домов в отношении платных парковок. Ночью, к примеру, пользование ими будет свободным и доступными для всех желающих, в том числе жильцов домов, расположенных вблизи. Предположительно функция контроля за исполнением закона будет возложена на региональные власти. Поможет им создание специального реестра для учета всех стояночных мест в городе, в том числе и тех, которые расположены на придомовых парковках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector