Как организовать парковку у дома?

Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Интересно почитать: материалы по теме

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Процедура организации парковки

Первым делом необходимо убедиться в наличии проекта межевания квартала, в границах которого находится земельный участок, на котором располагается дом и придомовая территория. Уточнить наличие проекта межевания интересующего вас участка можно на сайте Департамента городского имущества Москвы. В управе вашего района вы можете уточнить информацию о межевании придомовой территории вашего дома.

Проект размещения ограждающего устройства вы можете составить самостоятельно. В проекте нужно указать тип ограждающего устройства, размер ограждения и его внешний вид. Для привязки к местности место размещения ограждающего устройства отмечается на плане территории или на карте, согласно п. 7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства г.

Дальнейший порядок действий в соответствии с п. 7 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве подразумевает направление следующего перечня документов в совет муниципального округа, на территории которого вы собираетесь установить ограждающее устройство:

  • Проект размещения ограждения.
  • Решение общего собрания собственников помещений об установке ограждения.

Полный список требуемых документов можно выяснить в совете депутатов муниципального округа.

В частности, может понадобиться образец таблички о порядке проезда спецтранспорта на придомовую территорию, а также заявление представителя собственников с просьбой согласовать установку ограждающего устройства.

После того, как совет депутатов принял документы, в течение 30 дней он должен принять решение о согласовании ограждающего устройства или отказать в согласовании. В любом случае в соответствии с п. п. 8 и 10 Порядка принятое решение должно быть направлено представителю собственников в срок не более 5 рабочих дней с момента принятия решения.

В каких случаях совет депутатов может отклонить согласование установки ограждающего устройства?

Основания для отказа указаны в п. 9 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве.

Установка ограждения не будет согласована, если:

  • Ограждающее устройство ограничивает (препятствует) движение пешеходов или ограничивает проезд транспортных средств на территории общего пользования.
  • Требования по обеспечению беспрепятственного проезда на придомовую территорию транспортных средств коммунальных служб, органов правопорядка, пожарной техники, организаций газового хозяйства и других служб не соблюдаются.

Если установка ограждающего устройства согласована, представитель собственников вправе выбрать любого подрядчика для производства работ по установке ограждения. Производится установка ограждения, шлагбаумов, нанесение дорожной разметки и другие работы согласно проекту.

Как организовать парковку у дома?

Для того чтобы переоформить права на земельный участок, который прилегает к многоквартирному жилому дому, обратитесь в местные органы власти с просьбой разрешить совершение необходимых для этого действий.

Инициировать данное обращение могут:

  • отдельный гражданин, владеющий помещением в многоквартирном доме;
  • группа таких собственников.

Кроме того, инициировать такие действия может компания-застройщик, после того как введет в эксплуатацию построенный ею жилой дом.

Чтобы осуществить все необходимые для регистрации права собственности действия, подготовьте пакет документов, в который включите:

  • документация, разрешающая возведение объекта капитального строительства, в случае если оформляются права на землю, прилегающую к вновь возведенному дому;
  • проект, который позволяет четко определить границы придомовой территории;
  • подготовленная соответствующими специалистами техническая и кадастровая документация на земельный участок;
  • документы, подтверждающие ваше право собственности на помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме;
  • документы, изданные органами местного самоуправления, о передаче участка земли, прилегающего к дому, в общедомовую собственность.

Данные документы подаются в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, чьи специалисты тщательно их проверяют.

В результате рассмотрения поданного заявления и приложенных к нему документов, происходит постановка земельного участка на кадастровый учет и фиксация права собственности.

Как организовать парковку у дома?

Жилищный и Земельный кодексы РФ предусматривают, что разрешить передачу земельного участка, который прилегает к многоквартирному жилому дому, можно лишь после того, как дом будет принят в эксплуатацию и произойдет определение границ данного земельного участка.

Для этого органы местного самоуправления применяют:

  • информацию, полученную из системы кадастрового учета о прилегающих земельных участках;
  • сведения, содержащиеся в различных градостроительных и землеустроительных планах и регламентах.

В том случае, когда обнаружится, что цели, для которых используется подлежащий приватизации земельный участок, противоречат его целевому назначению, которое зафиксировано в градостроительных документах, потребуется осуществить процедуру изменения целевого назначения и разрешенного использования данного земельного участка.

Владельцы автомобилей стараются парковаться как можно ближе к подъезду МКД. Это нередко вызывает недовольство других жителей дома, ведь автомобили создают им помехи: нет возможности свободно подойти к подъезду, по тротуару не пройти с коляской, поэтому они обращаются в управляющую организацию с просьбой решить вопрос.

Управляющие организации не возражают против обустройства парковок во дворах многоквартирных домов, но на это нужны дополнительные средства, которые есть не всегда, да и работы по организации парковочных мест не входят в минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

Решение об использовании земельного участка многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений в таком доме. Земельный участок относится к общему имуществу, поэтому для его организации необходимо согласие ⅔ собственников помещений (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). На этом же собрании собственники могут определить размер средств, запланированных на организацию парковки.

Основной проблемой при проведении такого собрания может стать несогласие жителей, у которых нет личных автомобилей. Они предпочтут организовать на земельном участке детскую площадку, клумбы или сквер. Поэтому при планировании благоустройства земельного участка обратите внимание собственников на то, что спроектированная и организованная по правилам парковка позволит убрать машины из под окон дома, с тротуаров и детских площадок.

Если решение об организации парковки принято собственниками, остаётся разработать проект паркинга и согласовать его с администрацией города, ГИБДД и пожарной инспекцией.

Изучите регламенты организации парковок. Расстояние от дома до парковки зависит от количества автомобилей, которые планируется на ней расположить:

  • для 10 автомобилей – не менее 10 метров от МКД;
  • для 11-50 автомобилей – не менее 15 метров;
  • для 51-100 автомобилей – не менее 25 метров от дома.

Непосредственно перед окнами жилых домов машины ставить нельзя – такие парковки не соответствуют санитарным нормам.

Если парковка организована на придомовой территории, она не должна создавать препятствий для передвижения пешеходов и проезда автомобилей, в том числе – спецтранспорта.

Ширина парковочного места должна составлять не менее 2,3 метра, а длина – не менее 5 метров. Кроме того, согласно СП 113.13330.2016, на парковке должны быть оборудованы места для инвалидов. Под такие места отводится 10 процентов от общего количества парковочных мест. Ширина машиноместа для инвалидов должна составлять 3,5 метра. Также такое место сопровождается специальной разметкой и знаками.

При организации парковки предусмотрите удобные въезды и выезды: лучше, если они будут раздельными. Стоянка не должна создавать помех дорожному движению.

Предлагаем ознакомиться:  Новые правила парковки для инвалидов в Москве в 2019 году, парковочные нормы

Каждое место на парковке нужно выделить разметкой.

В первую очередь определите, кому принадлежит земельный участок, на котором планируется организовать парковку. Земельный участок, на котором находится МКД, должен быть поставлен на кадастровый учёт и относиться к придомовой территории МКД. Если эти условия не соблюдены, распоряжение земельным участком, установка на нём ограждений и шлагбаумов будет считаться самозахватом территории.

Может выясниться, что земельный участок не принадлежит собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности. Тогда, в первую очередь, придётся составить межевой план и оформить право собственности на земельный участок.

Когда земельный участок под МКД оформлен, собственники помещений в таком доме вправе распоряжаться им на основании ч. 2 ст. 36 ЖК РФ.

После того, как документы для организации парковки готовы, соберите с собственников денежные средства, которые были определены общим собранием на оборудование парковочных мест, наймите проектную организацию и строителей. В проекте парковки должны присутствовать:

  • схема участка;
  • план движения транспорта;
  • тип дорожного покрытия;
  • места въезда спецтранспорта;
  • дорожная разметка.

Как организовать парковку у дома?

УО может следить за процессом обустройства парковки подрядными организациями, чтобы все выполняемые работы соответствовали требованиям и собственники остались довольны.

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме

Жилищный кодекс РФ (ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 44) и п. 3 Порядка определяют, что, поскольку в данном случае решается вопрос использования придомовой территории, которая является общим имуществом жильцов дома, для установки ограждающих устройств необходимо проведение общего собрания собственников помещений.

Только по решению общего собрания может быть установлено ограждающее устройство.

Если парковка планируется для нескольких домов, вопрос установки ограждающего устройства для регулирования въезда и выезда на придомовые территории домов должен быть решен на общем собрании собственников помещений всех жилых домов, участвующих в данном проекте (п. 4 Порядка).

Также на общем собрании собственников помещений в соответствии с п. п. 4-6 Порядка должны быть решены следующие вопросы:

  • Утвержден проект размещения ограждающего устройства.
  • Утвержден порядок въезда транспортных средств на придомовую территорию.
  • Избран представитель собственников, то есть лицо, уполномоченное общим собранием для представления интересов всех собственников помещений по вопросам установки ограждающего устройства в соответствии с принятым проектом.
  • Также в соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ на общем собрании необходимо утвердить смету на производство работ по установке ограждающего устройства и наделить представителя собственников полномочиями на заключение договоров об использовании общего имущества собственников (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) Условия договоров при этом должны так же определяться общим решением собственников.

Прежде чем приступить к организации автостоянки на территории, прилегающей к вашему многоквартирному жилому дому, следует понять, что данная стоянка должна соответствовать условиям сразу нескольких государственных стандартов.

Перед началом действий внимательно изучите эти стандарты, чтобы понять, возможно ли обеспечить их соблюдение конкретно в ваших условиях.

К примеру, стандарт пожарной безопасности гласит, что возведенную на придомовой территории парковку необходимо снабдить огнеупорными перегородками первого типа. Для создания этих перегородок используется кирпич и бетон.

В случае, когда парковка будет примыкать к соседнему зданию, необходимо, чтобы в нем были предусмотрены аварийные выходы через оконные проемы.

Кроме того, на территории автостоянки возможно возведение специальных зданий, предназначенных для персонала, обслуживающего данную стоянку.

С полным списком требований, предъявляемых к противопожарной безопасности, можно ознакомиться, прочтя принятый 22.07.2008 г. федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Как использовать общую парковку возле дома

Кроме правил противопожарной безопасности, при возведении парковки необходимо учитывать и правила санитарно-технические, которые также регулируют процесс создания автостоянок на территории, прилегающей к жилым домам.

Так, таблица 4.4.1. СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливает, что расстояние между стоянкой и жилыми домами должно быть прямо пропорционально ее вместимости.

К примеру, стоянка, на которой имеется не более 10 мест для размещения автотранспортных средств, может быть возведена на расстоянии в 10 метров от многоквартирного жилого дома, и в 25 метрах от различных объектов социального назначения.

А если парковка будет вмещать в себя более 300 автомашин, то расстояние между ней и жилыми домами, а также социально значимыми объектами должно быть не менее 50 метров.

Стоит отметить, что нигде нет четкого определения того, какой размер должна иметь создаваемая жильцами автостоянка. Есть лишь указание на то, что она должна быть соразмерна дому.

Придомовая парковка и права жильцов согласно требованиям нормативных актов

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

УО и благоустройство дворовой территории

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Безопасность детей на придомовой парковке

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Предлагаем ознакомиться:  Узнать о взысканиях по кредитам

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, – во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке.

Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Хоть если машина двигается на минимальной скорости, водитель часто не успевает нажать на тормоза, и, к сожалению, исход происшествия может быть смертельным.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни видеокамеры, ни парктроники (специальные датчики). Именно поэтому взрослым людям ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети! Даже родители, которые гуляют вместе с малышом и внимательно следят за его безопасностью, порой не успевают отреагировать в том случае, если ребенок бросается под машину, играя в догонялки или пытаясь поймать мячик.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Хабаровске за первые 4 месяца с начала года. Там зафиксированы 39 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Травмы получили 42 ребенка, из них 26 человек были пешеходами, остальные – пассажирами.

Анализ подобных ДТП говорит о том, что в более чем 70 % случаев виноваты водители, и только в 25 % – сами ребята, выбежавшие в неположенном месте на проезжую часть. Будь автомобилисты осмотрительнее, а родители внимательнее к своим детям, многих аварий удалось бы избежать.

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни.

Как организуют платные придомовые парковки

Сегодня платную придомовую парковку можно организовать по нескольким сценариям.

Вариант 1. По решению органов власти

Вопросы организации и работы придомовых парковок на федеральном уровне не урегулированы.

Создание платных городских стоянок (в том числе в непосредственной близости от МКД) позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение высокой оборачиваемости мест парковки автомобилей;
  • повышение общей скорости движения;
  • снижение загруженности стоянок;
  • открытие новых парковочных площадок.

Статья 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит, что к полномочиям субъектов РФ относится решение вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией платных парковок, которые размещаются на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также установлением стоимости за услугу.

Все аспекты организации и функционирования коммерческих стоянок в Москве подчиняются таким нормативным актам:

  • постановление правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы», которое регламентирует работу стоянок, организованных за счет средств столичного бюджета;
  • постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»;
  • постановление правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (регулирует деятельность стоянок, которые возводятся на частные средства по результатам проведения аукциона).

Сегодня в столице жители домов, которые располагаются в зонах платных парковок (резиденты платных парковок), пользуются стоянками на льготных условиях. Такие государственные услуги предоставляются по внесению записей в реестры парковочных разрешений льготных категорий.

Вариант 2. По решению владельца

Верховный Суд РФ о запрете въезда на парковку многоквартирного дома

Кто может установить ограничение на въезд транспортных средств на придомовую территорию МКД? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является владельцем земельного участка около здания:

  • субъект РФ;
  • муниципальное образование;
  • владельцы квартир в МКД (общая долевая собственность).

Если участок принадлежит муниципальному образованию или субъекту РФ, то только они могут принимать решения по поводу организации платной придомовой парковки или ограничения движения на его территории.

Однако если землей около МКД на основании права общей долевой собственности владеют жильцы, то решать вопросы об ограничении движения либо организации парковки во дворе уполномочено только общее собрание (согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ч. 1 ст. 36) гласит, что хозяевам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежит коллективное имущество дома, а именно:

  • земельный участок, на котором располагается здание;
  • элементы благоустройства и озеленения территории;
  • иные объекты, которые находятся на участке и используются для обслуживания дома.

Порядок оформления права общей долевой собственности на придомовую территорию определяется законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ст. 16).

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность за учреждение парковки на земельном участке лицами, которые не владеют данной территорией.

Хозяева квартир МКД, которые на основании права общей долевой собственности обустраивают придомовую парковку, уполномочены взимать плату за нее с обитателей дома в фонд благоустройства двора. А правомерно ли устанавливать цену за стоянку для лиц, которые не являются жильцами дома? Данный вопрос является спорным по нескольким причинам.

  1. Лица, не проживающие в данном доме, не обязаны исполнять постановления общего собрания его владельцев.
  2. Закон умалчивает о том, кто же имеет право взимать плату за парковку во дворе. Общее собрание собственников не является юридическим лицом и не имеет соответствующих полномочий. Со стороны инициативной группы владельцев квартир подобные действия также являются незаконными и влекут за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ (ч. 1).

Вопрос о том, могут ли ТСЖ и управляющие компании предоставлять сторонним лицам платные парковочные места по решению владельцев квартир МКД, также не урегулирован на законодательном уровне.

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

По сей день не утихают споры о том, является ли машиноместо объектом общедолевого имущества, либо следует считать его обособленной территорией, у которой есть лишь один владелец.

Весомым аргументом является отсутствие у машиноместа каких-либо индивидуализирующих признаков либо физических границ (стен, ограждающих конструкций, перегородок), которые бы отделяли его от других на территории стоянки. Зарубежные законодатели придерживаются аналогичной точки зрения в этом вопросе. Так как маркировка со временем стирается, покраска контуров машиноместа на придомовой парковке не считается основанием для того, чтобы считать его индивидуально-определенным.

Предлагаем ознакомиться:  Письма от благодарных пациентов

Вместе с тем маркировка с помощью ограждений из бетона, дерева или камня является долгосрочной хорошо различимой, благодаря чему, к примеру, в Германии она считается основанием для обособления парковочной площадки.

Выходит, чтобы машиноместо превратилось в недвижимость, достаточно поставить ограждение либо перегородку? На практике не всё так просто.

Свод правил, утвержденный приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117 (п. 5.2.6), гласит, что разделение перегородками машиномест на отдельные боксы в подземных автостоянках запрещено. Для обособления парковочных мест допустимо применение сетчатого ограждения из негорючих материалов в помещениях хранения легковых автомобилей, которые являются собственностью граждан.

Однако в столице и некоторых других городах России долгое время практиковался подход, в основе которого лежит принцип «всё, что не запрещено, то разрешено». Парковочные площадки очерчивали краской и в качестве объекта недвижимости ставили на учет в кадастре. При возникновении спорных ситуаций суды на основании технических паспортов признавали такие машиноместа обособленными нежилыми помещениями в составе придомовой парковки либо нежилого здания.

Подобная практика органов регистрации и судов подарила жизнь такому виду недвижимого имущества, как «маркированное машиноместо». Однако поскольку недвижимость не может так просто перемещаться в гражданском обороте и выбывать из него, всё чаще стали звучать вопросы о том, как уничтожить «стертое» или «перерисованное» парковочное место.

Статистические данные свидетельствуют о том, что Росреестр только за 2015 год зарегистрировал права на 4800 подозрительных объектов под общим обозначением «нежилое помещение», не определенных как машиноместа. Их площадь составляет 10–16 кв. м. Данный факт наводит на мысль о том, что регистрация машиномест в качестве самостоятельных объектов недвижимости продолжается.

Вместе с тем сегодня суды все чаще принимают решения исходя из того, что парковочное место не соответствует признакам недвижимого имущества.

Закон о государственном кадастре недвижимости (п. 6 ст. 41) гласит, что местоположение помещения определяется методом графического отображения на плане этажа (или его части) здания либо сооружения границы геометрической фигуры, которую образуют внутренние стороны его наружных стен. Если строение имеет один этаж, для отображения используется его план (либо соответствующая часть). Однако, как показывает практика, у машиномест часто нет наружных стен, а их границы обозначаются с помощью номеров и условных линий на полу.

Общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме

Что касается парковочных площадок, которые являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с машиноместом (продажи, дарения) необходимо заручиться согласием других долевых владельцев.

Примеры из судебной практики.

  1. Признание ничтожным договора инвестирования строительства в части передачи в собственность помещений подземной автостоянки по причине того, что данным помещениям по закону присвоен статус общедомового имущества многоквартирного дома (Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 04.12.2013, п. 38).
  2. Определение подземного гаража с машиноместами, расположенного в подвальном помещении МКД, как объекта общедомового имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6037/13).

Мнение эксперта

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

С. А. Киракосян,

 кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет. 

С. А. Киракосян,

 кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет. 

Особая черта процедуры оформления – необходимость установления границ парковочного места. Из-за того, что большое количество таких участков не имеет ограждения в виде стен, существует особая процедура, позволяющая специалисту по кадастровым работам, опираясь на специально составленный проект, установить границы места остановки машин и внести соответствующие сведения в технический план. На самой парковке граничные точки обозначаются особой разметкой, нанесенной на пол краской или специальными наклейками.

Все размеры машиномест закреплены в принятых в 2011 году СНиП 21-02-99.

Представление соответствующих документов в совет депутатов

В данной бумаге прописано, что габариты места парковки автомобиля должны соответствовать следующим параметрам:

  • По ширине достигать 2, 5 метра;
  • По длине — 5,3 метрам.

Стоит отметить, что ширина линии разметки (максимальное значение — 0,1 метра), в указанные расстояния не входит.

Чаще всего на территории, принадлежащей зданиям, которые посещают большое количество человек (ТЦ, поликлиники, и другие общественные места), а также в построенных недавно жилых комплексах, от 10 до 20% выделенных машиномест отводится для использования инвалидами.

В данном случае размеры мест для парковки увеличиваются, и их значения составляют:

  • 3,6 метра (ширина);
  • 6,2 метра (длина).

В СНиП 21-02-99 прописываются правила, в соответствие с которыми происходит организация парковочных мест, а также перечисляются материалы, используемые для выделения границ:

  • Ограждение во дворах строится из бортового камня;
  • Необходимо обязательное нанесение светоотражающей разметки на столбы, либо другие вертикальные сооружения;
  • Разметка на асфальт наносится при помощи нитрокраски или термопластика. Но, к сожалению, чаще всего они заменяются недорогим водоэмульсионным красящим веществом, которое исчезает под воздействием различных условий через сезон.

Новые изменения, внесенные в законодательство в 2017 году, закрепляют габариты мест парковки автомобилей: минимальные — 5,3*2,5 метра, максимальные соответствуют величине, определенной для машин инвалидов.

С 01.01.2017 г. парковочные места рассматриваются как объекты недвижимости.

Это означает, что появилась возможность купить его в ипотеку одновременно с квартирой, оставить в наследство, продать и оформить на него право собственности как на любой недвижимый объект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector