Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Общая правовая характеристика договора

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором  (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным  договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

На основании п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Пунктом 1 ст. 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Здесь следует иметь в виду прежде всего Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (УЖТ РФ), который регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность, а также Федеральный закон от 08.11.2007 г.

№ 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (УАТ РФ), который регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Также в РФ действует Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Перевозки грузов внутренним водным транспортом регулируются главой 11 КВВТ РФ, морские перевозки груза – главой 8 КТМ РФ, воздушные перевозки – главой 15 ВК РФ.

Договоры перевозки грузов определяются как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. При этом каждый конкретный вид перевозки устанавливает свои дополнительные обязанности сторон по договору.

Договор перевозки возмездный, двусторонне-обязывающий и реальный.

Договор перевозки груза является срочным договором.

Сроки могут устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон (прежде всего данное условие касается воздушных перевозчиков).

Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными или установленными данным перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не установлено договором воздушной перевозки грузов.

Провозная плата за перевозку груза определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Перевозка грузов транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).

Именно поэтому коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора перевозки грузов транспортом общего пользования, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия договора перевозки грузов транспортом общего пользования устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ предпринимателя от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении предпринимателя от заключения договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Стороны. Грузоотправитель, перевозчик, получатель

На практике различают договоры перевозки, в которых есть 2 участника: грузоотправитель и перевозчик. Однако гораздо чаще в данном договоре участвуют 3 стороны: грузоотправитель, перевозчик и получатель.

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к категории договоров в пользу 3-го лица (статья 403 ГК РФ). Это позволяет грузополучателю, не являющемуся стороной в договоре, пользоваться правами и нести ответственность.

Предлагаем ознакомиться:  Какие взносы уплачиваются по гражданско правовому договору

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Договор перевозки: особенности и существенные условия

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

При заключении соглашений придерживаются следующих действий:

  1. Составление письменной заявки, передача её исполнителям. В этой заявке полностью описывают груз, по характеристикам и внешнему виду. Указывают всю информацию по маршруту следования, от начала до конца.
  2. Исполнитель рассчитывает стоимость по данным из заявки. И сообщает заказчику предварительные результаты.
  3. Далее выясняют основные детали, согласуют условий договора.
  4. Последний этап – оформление в письменном виде.

Исполнитель в качестве дополнений может использовать:

  • Документы на водителей, которые подтверждают соответствующую квалификацию.
  • Доказательства законного права собственности на транспортное средство.
  • Копии лицензии, позволяющей заниматься грузоперевозками.
  • Копии учредительных документов.

Именно грузополучатели могут подтвердить, что перевозчик выполнил свои обязательства по основному соглашению. То есть, были соблюдены сроки, а сами вещи нисколько не пострадали в пути.

Расторгают договор на следующих основаниях:

  • Невозможность исполнения обязательств.
  • Надлежащее исполнение.
  • Другие виды прекращения обязательств.

Если условия нарушаются, то одна из сторон может отказаться от исполнения. Либо потребовать устранения обнаруженных недостатков. Когда инициатором выступает грузоотправитель, то он и несёт все расходы, связанные с процессом.

Нередко компании необходимо доставить то или иное имущество по назначению. Большинство организаций не занимается транспортировкой самостоятельно, а нанимает компанию-перевозчика. Чтобы оформить сделку, подписывают договор перевозки груза.

Договор перевозки – это соглашение, которое составляют по правилам главы 40 ГК РФ. Если просто понадобилось перевезти имущество, заключают разовый договор – непосредственно договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Например, когда офис открывают по новому адресу и нужно отправить туда мебель и оргтехнику.

Образец договора перевозки груза

Типовой договор перевозки груза

Договор перевозки груза автомобильным транспортом (долгосрочный)

Образец договора перевозки груза автомобильным транспортом

О самом договоре грузоперевозок говорится в статье 785 ГК РФ. Согласно этой статье исполнитель сделки берет на себя обязанность доставить имущество в пункт назначения и передать адресату. Сторонами договора перевозки выступают перевозчик (исполнитель) и отправитель (заказчик). Грузополучатель (или просто получатель) как самостоятельная сторона договора не фигурирует. Договор заключают между отправителем и перевозчиком.

Обратите внимание, что:

  1. Распространенное выражение «договор транспортных услуг» как самостоятельное понятие в ГК не используют. Под ним подразумевают или договор об организации перевозок, или договор экспедиции.
  2. Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или иной документ на груз, который указали в соответствующем транспортном уставе или кодексе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Судебная практика исходит из того, что предмет договора перевозки считается согласованным при наличии в договоре условий о виде груза, его весе, объеме и условиях его перевозки (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250 (Определением ВАС РФ от 24.05.2007 г. № 5572/07 признал позицию суда правомерной), ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08).

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250 указал на незаключенность договора перевозки вследствие отсутствия соглашения о предмете перевозки (не указаны конкретно ни вид груза, ни вес, ни объем, ни условия перевозки). ВАС РФ в Определении от 24.05.2007 г. № 5572/07 указал на обоснованность данной позиции.

Данные выводы также отражены в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08.

Таким образом, условия договора перевозки о предмете перевозки (вид груза, вес, его объем) являются существенными, при их отсутствии договор является незаключенным.

Суды исходят из того, что условие о количестве товара является существенным для договора перевозки груза (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005).

Косвенным образом данную позицию подтверждают суды, которые указывают на необходимость включения в договор условия об объеме перевозимого груза (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250, ФАС Восточно­Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 г. № 17АП-1909/2009-ГК).

Исходя из изложенного, условие договора перевозки груза о количестве перевозимого груза является существенным для данного вида договора, при отсутствии которого договор может быть признан незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 10.07.2007 г., 03.07.2007 г. № Ф03-А73/07-1/2200 указал, что срок доставки груза является существенным условием договора перевозки.

ФАС Московского округа занял аналогичную позицию, указав в постановлении от 07.09.2009 г. № КГ-А40/8429-09, что одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза. ВАС РФ в Определении от 09.12.2009 г. № ВАС-16088/09 не нашел оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ.

Как следует из изложенного, срок доставки груза следует рассмат­ривать как существенное условие договора перевозки груза.

Пунктом 1 ст. 790 ГК РФ установлено, что за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.11.2008 г. № А39-2944/2008-103/21 пришел к выводу, что п. 1 ст. 790 ГК РФ регулирует такое существенное условие договора перевозки, как провозная плата.

Аналогичную позицию занял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 08.07.2009 г. № А56-24768/2008, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 16.01.2009 г. № А50-10831/2008, от 18.01.2007 г. № 17АП-3261/2006-ГК, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.11.2008 г. № 18АП-6449/2008, 18АП-6450/2008, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 24.05.2008 г. № 09АП-5343/08-ГК.

Однако Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.01.2009 г. № 05АП-2331/2008 отметил, что цена не является существенным условием договора перевозки с учетом ст. 424 ГК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Как перенести судебное заседание по административному делу

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, является ли цена договора (провозная плата) существенным условием договора перевозки или нет, не представляется возможным. Следует учитывать, что при отсутствии данного условия в договоре возникает риск признания данного договора незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ.

ФАС Восточно­Сибирского округа в постановлении от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06 указал, что существенными условиями для договора перевозки грузов являются условия о пункте отправления и назначения перевозки (см. также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259).

В постановлении от 22.10.2007 г. № 17АП-7047/2007-ГК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал договор перевозки незаключенным, указав на отсутствие существенного условия о пункте назначения перевозки.

Тринадцатый арбитражный суд в постановлении от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005 обратил внимание на наличие в договоре перевозки существенного условия о наименовании пункта назначения доставки груза.

Таким образом, условие договора о пункте назначения перевозки является существенным для договора перевозки.

В соответствии с п. 1 ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 794 ГК РФ).

ФАС Восточно­Сибирского округа в постановлении от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06 указал, что пункт отправления и пункт назначения являются существенными для договора перевозки. Аналогичные выводы отражены в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259.

Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005 не отметил в качестве существенного условия сведения о месте отправления груза, указав только, что наименование пункта назначения доставки груза является существенным условием договора перевозки.

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Аналогичная позиция отражена в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г. № 17АП-7047/2007-ГК. Постановлением ФАС Уральского округа от 19.12.2007 г. № Ф09-10432/07-С5 данное постановление оставлено без изменения.

Форма договора перевозки груза

Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ закреплено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Письменная форма договора о перевозке определяется обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке.

Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом.

Согласно указаниям по применению и заполнению форм по учету работ на автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 (далее – Постановление № 78), товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

О важности наличия транспортной накладной свидетельствует судебная практика.

1. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.09.2006 г. № А82-2470/2006-22 отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с перевозчика убытков в виде упущенной выгоды, возникших в результате неисполнения последним договора перевозки. При этом суд отметил, что в силу статьи 25 УЖТ транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза, а истец не представил доказательств заключения между сторонами договора перевозки (транспортной накладной, квитанции о приемке груза), как и внесения заявителем платежей за перевозку груза.

2. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.04.2006 г. № А78-9656/05-С1-23/282-Ф02-1261/06-С2 удовлетворил иск о взыскании с ответчика задолженности за поставленную продукцию. При этом суд отметил, что в силу статьи 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную транспортом транспортную железнодорожную накладную. Следовательно, ссылка ответчика, являющегося в спорном правоотношении перевозчиком и грузополучателем, о необходимости подтверждения факта получения продукции путем представления грузоотправителю транспортной накладной являются несостоятельными, т.к. оригинал указанной накладной со штампом о получении груза в силу УЖТ находится у него.

Коносаментом признается документ, выдаваемый в морской перевозке и удостоверяющий как факт передачи груза, так и право собственности на данный груз грузоотправителя. Это традиционный документ, опосредующий морскую перевозку.

Коносамент — ценная бумага (статья 143 ГК РФ). На основании коносамента можно осуществлять распоряжение грузом, находящимся в перевозке.

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза  составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к  ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Основные моменты наследования по ГК РФ

Особенности сферы услуг по транспортной перевозке грузов

Договор на перевозку – это соглашение между владельцем груза и другим лицом, которое имеет право предоставлять услуги на постоянной основе. Главное условие – наличие лицензии для осуществления этой деятельности.

В этих отношениях может присутствовать и третья сторона – получатель груза, который так же фиксируется в документе. Но его подпись на договоре не относится к обязательным условиям. Ведь, с юридической точки зрения, понятие, получатель груза,  не относится к сторонам данного соглашения.

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Договор перевозки — особенности и виды.

Согласно договору на автоперевозки, одна сторона – грузоотправитель, поручает услугу другой стороне – перевозчику.

Грузоперевозчики отвечают не только за то, чтобы перевозка прошла своевременно. И согласно маршруту, который был разработан заранее. Но и за дальнейшую сохранность продукции, её правильную разгрузку и погрузку на любые виды транспорта.

Есть несколько документов, которые регулируют любые отношения в данной сфере:

  1. ФЗ №127.
  2. Устав службы по автотранспорту.
  3. Постановление Правительства №554, принятое в 2006 году.
  4. ФЗ №87. О транспортной деятельности на российской территории.
  5. Глава 40 в Гражданском Кодексе. И глава 41 того же документа.

Имеются и другие бумаги, с более узкой направленностью.

  • Методические рекомендации Министерства Здравоохранения.
  • Приказ Минтранса №15.
  • Приказ МинТранспорта №73.
  • Закон о лицензировании деятельности перевозчиков.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Бухгалтерский учет

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Порядок заключения договора

Транспортная накладная – это специальный документ, который станет главным подтверждением наличия самих отношений, связанных с перевозкой.

А сам единый договор позволит избежать дополнительных спорных ситуаций во время сотрудничества. Отметки в транспортной накладной так же служат доказательством того, что перевозчик свои обязанности выполнил.

Договор перевозки грузов: стороны и правовые основы

Дополнительно можно предусмотреть запрет на то, чтобы компания удерживала у себя груз для увеличения платы за хранение. Такие действия станут прямым нарушением действующего законодательства. И приведут минимум к административной ответственности.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

| Оставить отзыв

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

https://www.youtube.com/watch?v=P7EM-0F0PCI

— принят к вычету НДС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector