Кто является плательщиками земельного налога?

Земельный налог — понятие и элементы налога

Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:

  • вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
  • вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
  • определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.

Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.

Все аспекты, касающиеся установления, расчета, льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.

Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.

Монеты

Земля является недвижимостью, а все недвижимые объекты облагаются налоговыми обязательствами. Земельный налог – это взносы, которые обладатели наделов должны вносить в государственный бюджет за право пользоваться землей, предоставленное им одним из разрешенных способов. Налоговыми ставками облагаются все физические и юридические лица, которые имеют в своей собственности земельные участки, либо пользуются ими на правах бессрочного или постоянного пользования, или получили их в наследство.

Земельный налог насчитывается за календарный год и уплачивается один раз в год. Выставляемая сумма выплат рассчитана за прошедший период с учетом времени владения землей – полный год или только его часть. Уплачивать земельный налог обязаны все налогоплательщики, которые в том или ином виде владеют участками на территории РФ. Это могут быть как граждане, так и иностранцы.

Сумма взносов индивидуальна и зависит от размера надела, его месторасположения и иных важных нюансов. Налоговый кодекс предусматривает максимальные ставки налогообложения, которые на региональном уровне могут быть снижены, но не увеличены.

Общие сведения

Налог на землю предусмотрен действующим кодексом, в котором прописаны все тонкости налогообложения, его специфика для определённых групп граждан. Размеры выплат насчитываются из данных, которые предоставляют муниципальные власти. Все изменения и новшества вводятся в действие и прекращают свою работу в соответствии с действующими законами. Сумма по налогам является обязательной платой, которая действует на территории регионального образования.

В больших городах, которые имеют федеральное значение, налог определяется действующим законом. Все изменения, после очередной сессии, вносятся в единый реестр и обладают юридической силой.

Каждый район имеет свою налоговую ставку, которая определяется в муниципальных органах. Если дело касается предпринимательской деятельности, то в таком случае используют немного другой расчёт, который также предусмотрен муниципальными властями.

Если земельный участок или недвижимость находится в общей собственности сразу нескольких владельцев, то для налогообложения нужно точно определить размер доли каждого владельца. Налог высчитывается для каждого физического лица индивидуально, что соответствует правовому кодексу налоговых ведомств. Если собственность является совместной, то каждый проживающий человек платит равную долю, что считается обязательным положением земельных обязательств.

Во время приобретения участка или какой-либо недвижимости вся процедура должна происходить в соответствии с действующим договором и законодательством, тогда человек получает право на определённую долевую часть, на которую он и платит налог. Налоговая ставка в таком случае зависит только от долевой части каждого владельца.

НК РФ имеет определение налоговой базы, что является основой, чтобы определить земельный налог. Любой вид пользования предполагает точные вычеты, что касаются каждого гражданина индивидуально. В случае несоответствия каждый человек вправе отстоять своё мнение с помощью суда.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье«Земельный налог для ИП с 2015 года».

Для того чтобы владеть общими сведениями, следует разобраться, в первую очередь, с самим понятием налогоплательщика. Налогоплательщик – это физическое лицо, а также организация, предприятие, которые имеют в своём распоряжении земельные участки, они обязаны платить налоги на пользование недвижимостью. Налогоплательщики являются собственниками, что обладают правом полного владения одним или несколькими объектами.

В случае когда дело касается земельного участка, который используется в целях предпринимательской деятельности, налогоплательщиком выступает глава компании. Базой для оплаты налога считается имущество, что и составляет инвестиции для оплаты.

  • если земельный участок находится у человека в безвозмездном пользовании;
  • если составлен договор аренды;
  • если участок принадлежит лицам, не достигшим совершеннолетия.

Налоговый кодекс РФ – это единый документ, который имеет все распоряжения, термины и определения налоговой базы любого объекта. Пользуясь основными положениями, можно определить реальную стоимость налоговых вычетов.

Объектами налогообложения являются земельные наделы, что размещены на территории определённого района. Налог действует в данном муниципальном районе, при этом в другом городе или населённом пункте вычеты могут значительно отличаться.

  1. Участки земли, которые были сняты с оборота по правовым нормативам, что прописаны в законодательстве.
  2. Земли, на которых расположены особенно ценные объекты, народные достояния. В данный пункт входят и культурные ценности.
  3. Лесной фонд страны не подлежит налогообложению.
  4. Водный фонд страны, водохранилища и ценные места с водным запасом.
  5. Земли, которые обладают государственной ценностью или особой значимостью для страны.

Все остальные земли подлежат налогообложению в соответствии с действующим законодательством. Объекты, которые облагаются налогом, числятся в налоговой базе, сумма выплат зависит от кадастровой ценности объектов.

Налоговая стоимость каждого объекта хранится в налоговой базе, именно там составляются все выплаты. Нововведением является понятие кадастровой стоимости, что является важным эквивалентом в постановлении налоговой стоимости.

Кадастровая ценность любого объект высчитывается комиссией из специалистов, после чего прописывается в едином кадастровом реестре. Для того чтобы узнать кадастровую стоимость своего участка, можно обратиться в налоговые инстанции. Сегодня для постановления налога следует оценить в первую очередь территорию, ценность дома. Именно от постановленной ценности, которая вписывается в регистрационный журнал, зависит сумма налога.

В законодательстве прописаны все возможные варианты, поэтому именно там можно посмотреть все нюансы вычислений. В случае несоответствия можно обратиться в суд для решения проблемы другим путём, а также потребовать перерасчёт, что также может быть.

Единая база налоговой стоимости создаётся поэтапно, поэтому могут вноситься изменения и уточнения, вся информация есть в открытом доступе на интернет-ресурсах.

Налоговая база прописана кодексом и имеет под собой законные основания. По отношению к каждому земельному участку определяется кадастровая стоимость, ежегодно она обновляется. С учётом новых правовых норм, недвижимость и другие владения нужно ставить на кадастровый учёт, в течение года устанавливается его стоимость и насчитывается налог.

В случае если участок расположен сразу на двух муниципальных территориях, то и налог высчитывается разный на каждую площадь. Когда один участок имеет двух собственников, то начисления приходят каждому из владельцев в соответствии с кодексом и иным законодательством. В данном случае могут быть разные ставки на налог, что связано с положением определённого человека, его статусом и льготами. Налоговая ставка высчитывается с учётом всех возможных дополнительных параметров каждого гражданина.

Когда налогоплательщиком является организация, то данный субъект имеет право сам на основе общих сведений из кадастровой регистрации рассчитывать налоговую ставку. Особенно актуальна данная тема, если земельным участком пользуются на постоянной основе или являются собственниками, полными владельцами участка.

Для налогоплательщиков существует налоговая база, которая создана на основе земельных участков, что принадлежат каждому человеку на территории одного муниципального района. Если физические лица предполагают заниматься предпринимательской деятельностью на территории своего владения, то данный факт должен быть указан в муниципальных реестрах.

В соответствии с Налоговым кодексом вся информация, что хранится в реестре, предоставляется туда инспекторами и специалистами, что ведут учёт всех допустимых сделок и правомерных решений, касающихся определённого земельного участка.

  • врождённая инвалидность;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • физические лица, которые исполняют опасные должностные обязанности;
  • физические лица, которые были отмечены особыми орденами, грамотами.

Для того чтобы получить льготы, следует предоставить документацию, которая подтверждает установленный статус. Тогда налоги на пользование недвижимостью, земельными участками будут начисляться с учётом всех возможных вычетов.

Порядок льготных начислений можно узнать в региональном управлении, именно там хранится вся дополнительная информация, которая позволит правильно провести процедуру в соответствии с правовыми нормами.

Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления

Налоговые выплаты начисляются в согласии с правовыми нормами и имеют следующие обязательные пункты, которые могут являться важным ориентиром для каждого налогоплательщика, а именно:

  1. Периодом, который необходим для установки налоговой стоимости, считается один год.
  2. Каждый предприниматель обязуется подавать сведения обо всех своих доходах три раза в год в налоговую инспекцию для того, чтобы вычеты были точными и не было нарушений. Физические лица, что занимаются предпринимательской деятельностью, обязуются перед государством оплачивать используемый земельный участок или недвижимость в согласии со всеми правовыми нормами.

В соответствии с Земельным кодексом человек, который занимается какой-либо предпринимательской деятельностью на территории муниципального региона, обязуется перед государством выплачивать процентную налоговую ставку. Для начисления налога должна использоваться вся информация, что касается деятельности и самого владельца, собственника недвижимости или территории.

Земельные участки, на которых происходит какая-либо деятельность, имеют свою кадастровую ценность и облагаются налоговыми обязательствами.

Согласно последним поправкам в НК РФ был изменён порядок расчёта налогооблагаемой базы. Основанием для ее расчёта стала стоимость недвижимости за последние 5 лет.

Помимо этого, были внесены изменения, касающиеся порядка расчёта налоговой базы в том случае, если в течение отчётного периода цена на землю менялась.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли отменить дарственную на квартиру — причины и сроки

Так, пункт 1 ст 391 НК РФ предусматривает, что, если участок в течение года стал дешевле или дороже, это не может служить поводом к тому, чтобы налоговая сумма была перерасчитана. Также был уточнён список людей, имеющих право на сокращение суммы взносов в бюджет. Инвалиды 1 и 2 группы, имеющие угодья в собственности или бессрочном пользовании, имеют право платить на 10000 рублей меньше.

Кто является плательщиками земельного налога?

Изменения в законодательстве касались также порядка определения налогооблагаемой базы в том случае, если право собственности разделено между несколькими участниками. В подобной ситуации налоговая база рассчитывается индивидуально для каждого владельца в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой в зависимости от множества факторов: качества земли, региона её расположения, размеров, наличия рядом транспортной магистрали и многих других внешних и внутренних факторов.

Налог на землю вплоть до конца 2004 года устанавливался Законом РФ №1738-1 «О плате за землю» от 1.10.1991 года. Однако в ноябре 2004 года был принят Федеральный закон №141-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс, а именно добавил в нее главу 31. В соответствии с новой редакцией ФЗ с 1 января 2005 года в силу вступали новые правила исчисления налога на землю. С этого момента основным законодательным актом в части налогообложения владельца земельных участков стал НК РФ.

Земельный налог в 2019 году – что нужно знать налогоплательщикам

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Кто является плательщиками земельного налога?

Субъектами налогообложения, в соответствии со статьей 388 НК РФ, считаются физические лица и организации, которые обладают наделами земли на следующих условиях:

  1. На правах собственности.
  2. По договору бессрочного пользования.
  3. По праву пожизненного наследования.

Не включаются в перечень налогоплательщиков те лица, которые получили землю:

  1. По праву срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
  2. На основании договора аренды.

Отдельно в статье выделены налогоплательщики, которые входят в состав паевых инвестиционных фондов. НК определяет, что налог взимается с управляющих компании, но уплачиваться он должен за счет имущества, которое входит в паевой инвестиционный фонд.

В 2019 году изменения и дополнения, касающиеся земельного налога, коснулись 5 направлений.

  1. Увеличение суммы налога на землю.
    Если за предыдущий год налог на землю рассчитывался с учетом 80% кадастровой стоимости объекта, то начиная с 2019 года и далее уже будет учитываться полная стоимость – 100%. То есть до 1.12.2019 население будет платить за предыдущий – 2018 год еще по сниженным тарифам, а когда в 2020 году будет проводиться оплата за 2019, то уже по новым тарифам.
  2. Переоценка кадастровой стоимости.
    Уточню, что на момент написания статьи это только в планах. Глава министерства земельных и имущественных отношений по Московской области Аверкиев заявил, что возможно будет проведена переоценка кадастровой стоимости. Это связано с тем, что подобные мероприятия проводились около 7 лет тому назад, а цена земельных участков за это время существенно снизилась. Если это произойдет, то можно ждать снижения кадастровой стоимости земельных объектов, и, соответственно, уменьшения земельного налога.
  3. Реформирование системы кадастровой оценки.
    Начиная с 2019 года государство планирует всю деятельность, связанную с оценкой кадастровой стоимости объекта, возложить на государственную структуру «Центр кадастровой оценки». Поскольку раньше этим занимались частные кампании и результаты оценки схожих объектов могли сильно разниться. Чиновники надеются, что подобное нововведение позволит выстроить единый план по оценке земельных участков.
  4. О переоценке имущества.
    Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2019 года, касается переоценки имущества. Если раньше гражданин, не согласившийся с суммой начисленного земельного налога, обращался в Ростреестр за переоценкой, то добиться перерасчета можно было на действующий и предыдущий налоговый период. Теперь же, начиная с 1.01.2019, пересчет будет распространяться только на последующие налоговые периоды.
  5. О перерасчете для физических лиц.
    Еще об одном, более положительном, изменении, которое касается уплаты земельного налога физическими лицами, читайте в отдельной статье.

База вычисления налоговой стоимости недвижимости

Статья 389 главы 31 НК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих налогообложению. Законодательные нормы оговаривают, что ими могут считаться те участки земли, которые находятся в пределах Российской Федерации и на которых распространяется действие предписанной нормы.

Земельные взносы за имеющиеся во владении наделы взимаются в таких случаях:

  1. Земля является собственностью физического лица или организации.
  2. Участок документально оформлен в бессрочное пользование.
  3. Недвижимость получена по наследству на правах пожизненного владения.

В этой же статье прописываются объекты земельной недвижимости, к которым не могут применяться налоговые ставки. К ним относят:

  1. Земли, которые были изъяты из оборота или ограничены в общем обороте. К таким участкам относят заповедные зоны, памятники археологии, территории на которых располагаются культурные объекты, внесенные в Перечень всемирного наследия.
  2. Участки, засаженные лесом.
  3. Наделы, на которых располагаются водные массивы и которые входят в состав водного фонда.
  4. Земля, которая входит в общее имущество многоквартирных домов.

К объектам налогообложения не относят те земли, что были взяты в аренду или выданы для безвозмездного пользования.

Налоговая служба обязана за месяц до платежных сроков послать уведомление владельцу участка, о том, что необходимо уплатить налог. Делают это письменно, причем, в уведомлении должна содержаться вся необходимая информация и реквизиты для налогоплательщиков.

Платежную дату должны назначить не раньше, чем в начале ноября предстоящего года. Пунктом 2 статьи 297 НК РФ обозначается, что налогоплательщиками обязаны вноситься авансовые платежи. В любом регионе России это производится раз за период. К примеру, каждые 9 месяцев, каждые полгода, или каждый квартал.

Ставка по налогу

Налоговая ставка устанавливается и предоставляется региональными властями в соответствии с законами и иными правовыми нормами, что установлены государственными органами.

  1. Земельные участки, что относятся к сельскохозяйственной деятельности, имеют свою процентную ставку, что и определяет налог. Сюда относятся также участки, что задействованы под производства или пользование в населённых пунктах и приравненные к сельскохозяйственным угодьям.
  2. Земли, что заняты инфраструктурой, кроме частных предприятий, что принадлежат определённому собственнику и которыми пользуются частные лица.
  3. Если земля приобретается для ведения личного хозяйства, то процент ставки достаточно низкий и предоставляет больше возможности для развития данного рода деятельности. Дачное хозяйство, занятие огородничеством или развитие своего хозяйства поощряется государством.
  4. По отношению к другим земельным делениям процентная ставка возрастает до полутора процентов.
  5. Дифференциальные ставки устанавливаются в согласии с различной категорией земельного назначения, определения категории земли.

Налогом облагаются все земельные деления, но в соответствии с законом именно там имеется информация, что предполагает значимость каждого района. Землю следует брать с обязательным указанием деятельности, которая будет производиться на ней.

Земельный налог исчисляется по установленным законам ставкам. Существуют показатели, установленные на федеральном уровне, которые могут использоваться местными органами властями без изменения или корректироваться ими по необходимости. Следует учитывать, что изменять принятые ставки можно в сторону уменьшения, а вот увеличивать установленный процентный барьер запрещено.

Итак, налог на землю исчисляется в размере 0,3% от кадастровой стоимости в следующих случаях:

  1. Участок предназначен для сельскохозяйственных работ. Это могут быть также и земли в пределах населенных пунктов, которые включены в зоны сельхозназначения и используются в соответствии с ним.
  2. Земля, находящаяся под уже построенными жилыми объектами или предназначенная под будущее строительство жилплощади.
  3. Наделы для ведения подсобного хозяйства – животноводства, садоводства, огородничества.
  4. Территория, которая занята под таможенные нужды, а также используется для обороны и безопасности РФ.

Объекты, которые не попали в данный перечень, облагаются по ставке 1,5%.

Предоставление льгот

С 01.01.2018 (действует с 01.01.2017) для пенсионеров установлены:

  • льгота по земельному налогу путем изменения статьи 391 НК;

  • порядок применения этой льготы, согласно которому:

    • Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 26.03.2018 № ММВ-7-21/167@). Оно предоставляется в налоговый орган до 1 июля.

    • Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 года представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    • При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Письмом от 17.01.2018 № БС-4-21/640@ «Об основаниях применения налогового вычета по земельному налогу» ФНС России разъяснила следующее:

  • налогоплательщик вправе, но не обязан направить в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке для получения налогового вычета по земельному налогу;

  • при исчислении земельного налога налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток площади земельного участка применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу;

  • уведомление направляется в налоговый орган только по волеизъявлению налогоплательщика;

  • при отсутствии уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога;

  • не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы, если у налогового органа имеются соответствующие сведения (если, например, ранее применялись налоговые льготы по земельному налогу).

Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?

Также с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот по налогу на имущество физлиц, а также по транспортному и земельному налогу физических лиц.

Статья 395 НК устанавливает на федеральном уровне перечень лготных категорий налогоплательщиков. Соглалслно этой статье освобождаются от налогообложения:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

  2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

  3. Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

  4. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

  5. Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

  6. Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

  7. Организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

  8. Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

  9. Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет на лечение супруга в 2019: получение, размер, возможные причины отказа

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ статья 396 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3, согласно которому с 01.01.2018 подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу по земельному налогу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 НК.

(по состоянию на 15.04.2019)

  1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

  2. 1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

  3. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

  4. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

  5. Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

  6. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
    (пункт 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2) инвалидов I и II групп инвалидности;

    3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
    (подпункт 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
    (пункт 9 введен Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ)

    10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
    (п. 10 введен Законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ)

  7. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
    (с 1 января 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 6 признается утратившим силу).

    6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет), производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
    (в ред. Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ)

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.
    (в ред. Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ)

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    (пункт 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

  8. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей  налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
    (пункт 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

  9. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Правила расчёта суммы взносов

Отчётным периодом в данном случае считается год. Базой для начисления налога считается кадастровая стоимость земельного участка за последние 5 лет. При этом существуют определённые факторы, способные повысить сумму налога к уплате. Так, если на приобретённом земельном участке было произведено строительство жилья, за исключением индивидуального жилищного строительство, в течение трех лет применяется повышающий коэффициент 2.

Если недвижимость была построена до завершения трёхлетнего срока, налог, уплаченный с повышенным коэффициентом, может быть перерасчитан. Это значит, что сумма, уплаченная сверх меры, будет учтена при расчёте налога за следующий отчётный период, и в следующем году взнос уплачиваться не будет или сумма значительно сократится.

В случае, если строительство не удается выполнить в оговоренный срок, то по истечении трех лет с момента начала первых работ, собственность будет зарегистрирована. При этом налог, уплаченный сверх нормы, будет использован в качестве платежей за будущие кварталы. Таким образом, плательщик некоторое время может не вносить оплату в бюджет.

Любые государственные изменения нечасто радуют граждан, особенно если они касаются повышения цен, налогов, коммунальных платежей и т. д. Еще до 2016 года величина уплаты налога на землю начислялась в зависимости от

Предлагаем ознакомиться:  Возврат излишне выплаченной зарплаты - Бухгалтерия

. Она была сравнительно низкой, как следствие – итоговая сумма также не была тягостной для собственников.

В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2018 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.

Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2018 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.

Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.

Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период. Так было до 2018 года включительно, но в 2019 году предусмотрены изменения в этом пункте, смотрите ниже👇.

Оплачивают земельное налогообложение лица, имеющие в собственности, в праве абсолютного пользования и постоянного владения зарегистрированный участок земли.

Если надел имеется у физического лица как безвозмездное срочное имущество или он владеет им по заключенному договору аренды, налог можно и не оплачивать. Налог на землю для физических лиц достаточно просто рассчитать.

Используется с этой целью следующая формула по расчетам:

  • Кст*Д*Ст*Кв = земельный налог.
  • Д является долей в праве на землю (к примеру, если собственник единственный, или 0.5 – если земля разделена).
  • Ст – налоговая ставка. В каждом регионе имеется свой расчет.
  • Кв — коэффициент владения земельным наделом. Этот необходимо указать, когда участком владеют неполных 12 месяцев.

Ставки по земельному налогу устанавливают местные органы власти, не могут превышать:

  1. 0,3% – с условием владения сельскохозяйственным участком, а также участком, который используют для подсобных хозяйств или садоводств, использование как огорода или дачи;
  2. 1,5% – относительно иных наделов земли.

Есть еще один способ, как рассчитать налог на участок, для этого используется калькулятор, более точный на сайте гос структур. Для того, чтобы провести расчет следует указать кадастровый номер участка земли или воспользоваться онлайн сервисом. Он позволит подсчитать с уменьшением при помощи льгот.

Это зависит от особенности региона, где действуют к каждой категории лиц определенные льготы. Благодаря этому есть возможность не только понизить налоговую сумму, но и на 100% освободиться от нее. Узнать о полагаемых льготах можно при помощи информации на странице Федеральной налоговой службы, на иных сервисах сети, или обратившись лично к налоговой инспекции.

НЗ = КЦ * ПС

НЗ – налог на землю,КЦ – кадастровая цена объекта недвижимости,

ПС – применяемая процентная ставка.

НЗ = (КЦ – Л) * ПС

Л — это сумма льготы, на которую уменьшается налогооблагаемая база.

НЗ = ((КЦ / 12) * М) * ПС

12 – это количество месяцев в году,

М – количество месяцев, на протяжении которых земля находилась в собственности налогоплательщика. Обратите внимание, что дни не учитываются при расчете, а месяц всегда принимается за единицу, независимо от даты оформления земли в пользование или ее отчуждения.

Сроки уплаты земельного налогообложения

Всех налогоплательщиков сбора на землю можно разделить на 2 группы:

  1. Физические лица – сюда относятся владельцы отдельных участков и индивидуальные предприниматели.
  2. Юридические лица – к этой категории относятся разные организации и коммерческие структуры.

Каждая из этих групп имеет часть лиц, кто не платит земельный налог, или платит по льготным тарифам.

Деньги в земле

Организации, которые сюда относятся, можно разделить по типам и направлениям их деятельности:

  • социальная сфера;
  • религиозное направление;
  • наука;
  • исследовательские, опытные, научные учреждения;
  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ.

Все они полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Уточнить подробности этого списка можно в ФНС.

А также не облагается налогами земля:

  • находящаяся в аренде или в срочном пользовании;
  • которая входит в водные и лесные фонды РФ;
  • с расположенными на ней объектами культуры, истории, науки;
  • изъятая из оборота (заповедники, парки, объекты армии и ФСБ, кладбища).

Следующая группа – это категория граждан, которая по законам РФ освобождена от уплаты налога на землю или делает это по сниженным тарифам. Сюда относятся:

  • герои СССР;
  • пенсионеры – участники военных действий;
  • пострадавшие в авариях с выбросом радиоактивных веществ;
  • лица, начавшие заниматься сельскохозяйственной деятельностью, им позволено не вносить взносы за землю первые 5 лет.

Кому платить земельный налог? – Данные средства направляются в бюджет того региона, к которому принадлежит земельный участок.

Как платить налоги на землю? – Это можно сделать, посетив местную ФНС или же посредством интернета: через сайты ФНС, Госуслуг, Сбербанк онлайн или сервис Яндекс.Деньги. Подробнее об оплате читайте здесь.

Домик в поле

Платить налоги на землю нужно в местном регионе, к которому территориально относиться земельный участок.

Когда платят земельный налог физические лица? – После того как получат уведомление от НС с указанным суммой налога за землю и сроком уплаты. Согласно изменениям ФЗ №320 от 23.11.2015 оплатить нужно до 1 декабря того года, который наступит после «оплачиваемого». То есть, до 01.12.2019 необходимо внести взнос на землю за 2018 год.

Срок уплаты земельного налога за год для физлиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж.

Для юрлиц ситуация с оплатой иная. В течение года они по окончании каждого квартала платят авансы по налогу, если регион, в котором находится земля, не отказался от деления года на отчетные периоды (п. 2 ст. 397 НК РФ). Расчет по году происходит с учетом уже оплаченных авансов. Если же год в регионе не делится на отчетные периоды, то оплата осуществляется 1 раз в объеме налога, начисленного за весь год.

Сроки для оплаты авансов и итогового расчета каждый из регионов устанавливает сам (п. 1 ст. 397 НК РФ). Единственным ограничением для платежа по году является то, что он не может наступать раньше срока подачи декларации, предельная дата представления которой указана в НК РФ и соответствует 1 февраля года, наступающего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Налоговый кодекс устанавливает, что конечным сроком для оплаты земельного налога является 1 декабря текущего года. Налоговые взносы при этом производятся за прошедший календарный период. В соответствии с установленной датой последним днем оплаты считается 30 ноября. Но в регионах местными властями могут устанавливаться и более ранние сроки для внесения платежей, но не позже 1 декабря.

Налоговая инспекция обязана своевременно рассчитать сумму налоговых сборов и уведомить каждого налогоплательщика о необходимости оплаты.

На сегодняшний день многие налогоплательщики получают не бумажные, а электронные письма. Но даже отсутствие уведомления не снимает с лица обязанности по внесению налоговых взносов.

Оплата начисленной суммы может производиться любым удобным для налогоплательщиков образом – в кассах банков, через терминалы или посредством внесения различных электронных платежей. Главное, чтобы у собственника осталось подтверждение проведенной операции, а налог был полностью оплачен до крайней даты уплаты.

Физические лица обязаны уплачивать земельный налог не позднее 1 декабря года, который следует после окончания учётного периода.

Его размер рассчитывает ФНС, после чего налогоплательщику по месту жительства направляется уведомление, в котором указан размер, порядок и сроки уплаты.

Взносы осуществляются в бюджет муниципального образования, на территории которого находится земля, даже если налогоплательщик зарегистрирован в другом регионе.

Оплату можно производить несколькими способами: в отделениях банков, через интернет банкинги финансовых учреждений, с которыми ФНС заключила договор, через некоторые системы электронных платежей. Последние годы популярность приобрёл также и онлайн сервис «Заплати налог». Для того, чтобы сформировать платёжное поручение, налогоплательщик должен выбрать вид платежа, ввести месторасположения объекта и сумму к оплате.

Земельный налог является одним из местных взносов в бюджет, поэтому муниципальные власти уполномочены фиксировать срок подачи налоговой декларации.

При этом дата внесения средств не может быть раньше срока подачи декларации по земельному налогу. Обычно платёж должен поступать не позднее 1 февраля, следующего за отчётным годом. Кроме этого, местные власти могут ввести требование, что необходимо вносить часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).

В случае, если налог вовремя не был заплачен, на сумму долга будут начисляться пени за каждый просроченный день. Также, если взнос не был осуществлен вовремя, задолженность может взыскиваться за счёт заработной платы, а выезд за границу должника может быть ограничен до полного погашения задолженности.

Во избежание санкций необходимо своевременно оплачивать земельный налог, а, если на текущий момент имеется задолженность, необходимо в кратчайшие сроки её погасить, поскольку неуплата может привести к неприятным ограничениям, начиная от запрета выезда за границу и заканчивая описью имущества и наложением ареста на счета налогоплательщиков.

Также, задолженность может высчитываться равномерными суммами из заработной платы, пенсии (кроме пенсии по инвалидности), других социальный платежей, не считая алиментов. Даже для тех, кто не устроен официально на работу, существует вероятность, что в процесс вмешаются судебные приставы.

Есть несколько способов самостоятельно узнать о наличии и сумме задолженности:

  • Личное обращение в налоговые органы по месту жительства;
  • Зайдя в личный кабинет пользователя на сайте ФНС;
  • При помощи сервиса плательщиков на портале госуслуг;
  • Если в отношение налогоплательщика было начато исполнительное производство, сумму задолженности можно узнать, зайдя в личный кабинет на сайте Федеральной службы Судебных приставов.

Каждый налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот способ, который подходит лично им. Главное, не стоит затягивать с решением этого вопроса. Чем дольше вы откладываете решение проблемы, тем больше становится сумма взноса из-за начисляемых пеней.

В статье мы рассмотрели основные нюансы, касающиеся земельного налога: законодательные изменения, объект и субъект налогообложения, порядок начисления взносов, срок внесения платежей в казну, а также нормативно-правовые акты, применяемые для определения срока, в который должен быть уплачен земельный налог.

Декларирование

Оплаченный земельный налог должен отражаться в декларациях. Но это правило распространяется исключительно на организации, которые владеют наделами или взяли их в бессрочное пользование.

Подать декларацию обязано каждое юридическое лицо. Срок сдачи отчета установлен до 1 февраля, по истечении отчетного периода. Декларация подается по месту учета организации в налоговую инспекцию. На сегодняшний день этот документ заполняется в электронном виде и передается в ФНС по специальной программе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector