Начинающая компания малого предпринимательства 44 фз или 223 фз

Основные принципы 223-ФЗ

Итак, корпорация «Роснефть» перешла на выполнение закупок по 223-ФЗ одновременно со вступлением его в силу – то есть с января 2012 г. Двумя годами позже появляется закон «О контрактной системе» № 44-ФЗ. Следовательно, организация МБОУ «Солнышко» с января 2014 г. не работает по прежнему законодательству (94-ФЗ), т.к. его автоматически отменяет новый закон, а работает, опираясь на оба закона 44-ФЗ «О контрактной системе» и 223-ФЗ «О закупках товаров».

У каких участников возможен приоритет? 44-ФЗ

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

Статьей 8 Закона «О защите конкуренции» провозглашено, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Для этого любому лицу необходимо соответствовать требованиям, перечисленным выше, и иметь возможность исполнить контракт на условиях, зафиксированных в закупочной документации заказчика.

Требования эти должны применяться в равной мере ко всем потенциальным поставщикам, что является важнейшим слагаемым в деле создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Можно вносить изменения в проект договора уже после выбора победителя, и в уже заключенный договор: продлить сроки, увеличить объем, изменить порядок оплаты и пр.

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

П Способы закупочных процедур

  • электронный аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс;
  • аукцион в закрытой форме;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытый конкурс с ограничением участия;
  • закупка у единственного поставщика.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.Открытость и прозрачность информации о контрактной системе обеспечивается, в частности, путем её размещения в ЕИС.

Начинающая компания малого предпринимательства 44 фз или 223 фз

На практике реализация этого принципа означает своевременную публикацию в удобной для поиска форме планов и планов-графиков закупок, извещения о каждой закупке и соответствующей закупочной документации, протоколов о проведении закупки, государственного (муниципального) контракта и отчёта о его исполнении.

Необходима такая открытость как для обеспечения максимально возможной конкуренции за право получить госконтракт, так и для государственного и общественного контроля за эффективностью проведения закупок. И эффективность закупок, и обеспечение конкуренции также отнесены к принципам контрактной системы.

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

На практике в деле обеспечения конкуренции в госзакупках многое зависит от условий, которые сформулировал конкретный государственный и муниципальный заказчик в конкретной документации. Разумеется, если такой заказчик заинтересован в развитии конкуренции, то его профессионализм поможет составить документацию так, чтобы её условия не ограничивали сверх необходимого круг участников закупки, но при этом минимизировали риск поставки некачественной продукции.

Заметим, что изначально закон № 223-ФЗ планировалось применять в работе компаний, находящихся в области интересов РФ. Это обосновывает целесообразность работы «Роснефти» по нему.Федеральный закон №44 Федеральный закон №223 1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика.

Предлагаем ознакомиться:  Земельный налог под гаражами

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Для участия в электронных торгах на любой торговой площадке, как в качестве поставщика, так и в качестве заказчика, организации необходимо пройти аккредитацию. Аккредитация по своей сути является подтверждением возможности участвовать в …СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде.

На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.При этом еще один узкий момент, МБОУ «Солнышко» не может тратить именно бюджетные деньги, через формат 223-ФЗ, оно их расходует, используя положения 44-Федерального закона, а вот внебюджетные деньги и гранты, заказчик преспокойно использует, основываясь на регламенте 223-ФЗ.

Начинающая компания малого предпринимательства 44 фз или 223 фз

Заказчик вправе указать конкретный товарный знак, и отклонить заявки, в которых предложен другой товар (с учетом ограничений, установленных антимонопольным законодательством).

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у ;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Удобное планирование закупок – план закупок составляется сроком на 1 год (по общему правилу), может быть изменен в любой момент и по любой причине. Отсутствует обязанность обосновывать начальную (максимальную) цену договора.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Начинающая компания малого предпринимательства 44 фз или 223 фз

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.
Предлагаем ознакомиться:  Если банк банкрот и взыскивает с должника

Какие госзаказчики проводят закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Данный закон обязателен также для следующих категорий заказчиков:

  • организаций с долей участия государства выше 50%, их «дочек» и «внучек»;
  • субъектов естественных монополий (нефтегазовых компаний, РЖД и проч.);
  • компаний, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).

Для сравнения отметим: государственные или муниципальные учреждения, закупающие что-либо за счет средств бюджета, руководствуются другим законом. Это Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Какие поставщики и подрядчики относятся к малому и среднему бизнесу

При проведении госзакупок, в том числе в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства (сокращенно СМиСП) действуют особые правила. Напомним, что к данным субъектам относятся компании и предприниматели, которые соответствуют определенным критериям (см. «Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства»). Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. таблицу ниже).

Субъектам МиСП, которые ранее участвовали в тендерах в рамках Закона № 44-ФЗ, новые правила уже знакомы. А вот тем, кто прежде принимал участие только в торгах по Закону № 223-ФЗ, предстоит совершить ряд действий.

Во-первых, зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). После регистрации поставщик попадет в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и затем получит аккредитацию сразу на восьми торговых площадках (см. «С 2019 года вводятся новые правила регистрации для участия в госзакупках»). Получать доступ к каждой площадке по отдельности не требуется.

Во-вторых, открыть спецсчет. Это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством. На нем поставщик хранит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать нужное количество денег (см. «Спецсчета в системе госзакупок с октября 2018 года: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

В-третьих, в случае победы заплатить площадке комиссию. Для СМиСП ее размер составляет 1% от начальной цены, но не более 2 000 руб. Некоторые площадки добавляют к этой сумме НДС. Обратите внимание: плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора (см. «Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов»).

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. 

Квоты для СМиСП

При закупках, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены квоты. Так, госзаказчики обязаны закупать у СМиСП товары и услуги в объеме не менее 18 процентов от общего объема закупок. При этом 15 процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого и среднего бизнеса.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок подачи заявления на отпуск

Получается, что средние и малые предприятия могут принимать участие в любых закупках наравне с крупным бизнесом. Но у СМиСП есть и другая возможность — участвовать в тендерах, организованных исключительно для малого и среднего бизнеса. В таких закупках конкуренция меньше, поэтому шансы на победу выше.

Начиная с 2019 года, в закупках по Закону № 223-ФЗ, проводимых для субъектов малого и среднего бизнеса, действуют новые правила. Перечислим самые важные из них.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков).

Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

https://www.youtube.com/video/CmO4e2ViuYM

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, {amp}lt;…{amp}gt;, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ {amp}lt;…{amp}gt;. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector