Что делать, если купили некачественный товар?

Какой товар считается некачественным

Для того чтобы покупатель смог вернуть или обменять некачественный товар необходимо точно знать, какая продукция может быть названа не соответствующей качеству. В этих целях стоит руководствоваться указанным выше законом.

Некачественный товар — это товар, в котором покупатель обнаружил один или несколько недостатков, а именно:

  1. товар не соответствует обязательным требованиям, установленным законами или нормативными актами;
  2. товар не соответствует условиям договора;
  3. товар не соответствует целям использования аналогичных категорий продукции;
  4. товар не отвечает целям использования, о которых покупатель сообщил продавцу при покупке (заключении договора);
  5. товар не соответствует образцу или описанию, представленному на момент выбора и совершения покупки потребителем.

В случае наличия одного или нескольких указанных признаков, покупатель имеет право:

  • потребовать замены товара на аналогичный или же на товар другой марки, но с пересчетом цены;
  • потребовать уменьшения покупной цены соразмерно недостаткам;
  • потребовать устранения недостатков товара, покрытие расходов при самостоятельном восстановлении
  • полностью отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной суммы.

При этом важно помнить и о гарантийных сроках, в пределах которых не должно возникать проблем при возврате некачественной продукции. За недостатки товара в период гарантийного срока отвечает продавец, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю в связи с нарушением последним правил эксплуатации.

Что делать, если вы купили некачественный товар?

Недостаток товара – это его несоответствие:

  • договору, заключенному при покупке и целям, для которых было предусмотрено использование этого товара;
  • обязательным требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом и ФЗ «О защите прав потребителя»;
  • образцу или указанному в технических документах описанию.

Не забывайте, что продавец по первому требованию потребителя должен предоставить жалобную книгу и начать процедуру расторжения договора купли-продажи.

Если на товар изначально была установлена гарантия, то сдать его можно только в течение этого времени. Если во время использования был обнаружен брак или возникли неисправности не по вашей вине, то вам должны вернуть деньги.

При возникновении следующих недостатков невозможно заменить товар на новый или получить за него деньги:

  • неправильное хранение или нарушение покупателем правил эксплуатации, указанных в техдокументации;
  • повреждение товара из-за самостоятельного и непрофессионального ремонта;
  • дефекты, о которых продавец сообщил заранее и которые были указаны в договоре купли-продажи или иных документах. Для подтверждения ознакомления с этими неисправностями или заводскими дефектами продавец должен получить подпись покупателя;
  • несоблюдение потребителем правил транспортировки товара;
  • преднамеренные или непреднамеренные действия третьих лиц или стихийные бедствия, произошедшие после покупки товара.

Во всех других случаях потребитель имеет возможность направить в адрес продавца письменную претензию.

Сроки расторжения договора купли-продажи

Если покупатель выдвинул требования об обмене некачественного товара, то оно должно быть выполнено в течение 7 дней. Если проводится экспертиза качества, то этот срок продлевается до 20 календарных суток. Расторгается договор купли-продажи некачественного товара в течение десяти календарных дней. Такой же срок предусмотрен и в случае выдвижения покупателем требования об уменьшении цены на приобретённую продукцию. На возврат денег за бракованный товар закон отводит десть суток.

Предлагаем ознакомиться:  Несоответствие занимаемой должности

Если товар ненадлежащего качества был приобретён в кредит, то покупатель может также вернуть за него деньги. Наличие гарантии на товар обязывает продавца или производителя отвечать перед покупателем, если брак возник не по его вине в результате нарушения правил пользования, транспортировки, хранения, в случае вмешательства других лиц или после стихийного бедствия.

Если, к примеру, на технически сложный товар не был установлен гарантийный срок, это не означает, что его нельзя будет обменять или получить деньги обратно в случае обнаружения недостатка. Главное, чтобы после приобретения такого изделия не прошло более двух лет. В течение 24 месяцев покупатель может предъявить к продавцу или изготовителю любые требования, предусмотренные законом, но ему уже нужно будет самостоятельно доказать, что недостатки возникли не по его вине.

По закону вернуть товар (в т.ч. исправный) можно в течение 15 дней (14 дней не считая дня покупки). В остальном стоит руководствоваться сроками, указанными в гарантийных талонах. Если же в пределах 15 дней вещь не подошла по фасону, размеру или своим качествам, на ней отсутствуют следы использования или уже были выявлены недостатки, то товар можно вернуть в магазин практически без объяснения причин. На это указывают положения п. 1 ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителя».

Однако из этого правила есть исключения, к которым относятся следующие виды товаров:

  1. предметы медицинского назначения и личной гигиены;
  2. парфюмерно-косметическая продукция;
  3. товары, отпускаемые на метраж;
  4. бельевая продукция и чулочно-носочные изделия;
  5. пластиковая посуда;
  6. бытовая химия и удобрения;
  7. мебель;
  8. изделия, изготовленные из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, полудрагоценными и синтетическими камнями, ограненные драгоценные камни;
  9. электроника и бытовая техника;
  10. оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны;
  11. животные и растения;
  12. непериодические издания на бумажных (книги, карты, ноты и другое) и на цифровых носителях, продовольственные товары надлежащего качества и технически сложные товары.

Права потребителей

Основные права

Покупатель, которому был продан бракованный товар, может выдвинуть по своему выбору одно из следующих требований:

  • бесплатное устранение недостатков товара;
  • замена товара на качественный новый;
  • уменьшение цены товара и возврат разницы в стоимости;
  • отказ от заключенного договора, возврат товара и получение обратно своих денег.

Кроме основных прав, потребитель может:

  • потребовать у продавца выплатить неустойку, пени или штраф в размере 50% от суммы, которая была выплачена за бракованный товар;
  • взыскать с продавца компенсацию морального вреда, который был нанесён в случае нарушения прав потребителя;
  • быть освобождён от уплаты госпошлиныпри обращении в судебный орган;
  • подать заявлениев суд по месту своего жительства или по месту нахождения компании;
  • потребовать исполнения договора;

Мотивацию продавца, отказывающегося принять некачественный товар, несложно понять — терять деньги никому не хочется. Поэтому готовьтесь к тому, что, аргументируя свои действия, продавец будет прибегать к уловкам, ссылаться на несуществующие статьи закона или же просто тянуть время, рассчитывая, что разозленный покупатель плюнет на все и уйдет из магазина с «пустыми руками».

Предлагаем ознакомиться:  Обеспечение трудовой жисцыплины

В случае приобретения некачественного товара на основании указанной статьи вы вправе вернуть его продавцу в обмен на уплаченные деньги или аналогичный, но исправный товар. Если на товар установлен гарантийный срок, то его можно вернуть в пределах гарантийного срока. За недостатки товара в этот период продавец отвечает, если не докажет, что они возникли после передачи товара вам и из-за нарушения правил эксплуатации (п. 6 ст. 18 Закона).

Ведение переговоров

Первоначально каждый человек недовольный товаром и его характеристиками должен попробовать решить все мирным путем непосредственно с продавцом . Кроме того, во многих судебных инстанциях стадия переговоров, предъявления претензий является обязательным этапом, предшествующим обращению в суд. Поэтому его миновать невозможно. На стадии переговоров стороны должны попытаться решить все мирным путем, например, вернуть деньги или обменять товар на товар надлежащего качества.

Как составить претензию

Если продавец отказывается принимать товар обратно, менять его на новый или отдавать вам деньги, необходимо подготовить письменную претензию. Она пишется в свободной форме с указанием Ф.И.О. и адреса заявителя. В ней следует как можно подробнее описать возникшую ситуацию, предоставив доказательства ненадлежащего качества товара. В конце претензии чётко и понятно должны быть изложены требования, предъявленные продавцу (о расторжении договора купли-продажи и возврате денег).

Если претензия касается, к примеру, автомобиля, телевизора, стиральной машины, компьютера, холодильника или иной технически сложной бытовой техники, то продавец вправе потребовать проведения экспертизы.

Написав претензию, можно рассчитывать на возврат сложных технических товаров по истечении 15-дневного срока только в случаях:

  • обнаружения существенных недостатков;
  • нарушения продавцом или производителем сроков устранения недостатков;
  • невозможности использования товара более 30 дней в течение года по причине нахождения вещи в ремонте.

Экспертиза

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и провести проверку его качества при необходимости. Потребитель имеет право участвовать в проверке.

Покупатель сам может обратиться к независимому специалисту, если заключение предоставленное продавцом его не устраивает. Экспертиза выяснит причину поломки и исправность товаров в целом (либо их соответствие заявленным продавцом требованиям).

Именно при проведении экспертизы продавец может начать злоупотреблять своими правомочиями. Например, намеренно затягивая ее проведение. Здесь на помощь придет все тот же ФЗ «О защите прав потребителей». В нем установлено, что экспертиза должна быть проведена в сроки, предоставленные законом для удовлетворения требования потребителя:

  • для расторжения договора купли-продажи продавцу дается 10 календарных дней,
  • для обмена — 7 дней, либо 20 календарных дней (в случае необходимости проведения проверки качества),
  • для уменьшения цены товара соразмерно недостаткам — 10 дней,
  • срок ремонта установлен по закону максимум 45 дней,
  • возврат уплаченной цены товара и возмещение убытков от продажи некачественного товара удовлетворяется в течение 10 дней.
Предлагаем ознакомиться:  Купили торт Дата сегодняшняя но он испорчен можно ли его вернуть если нет чека

В пределах гарантийного срока (ремонта по гарантии) вы вправе потребовать от продавца предоставить вам аналогичный товар в срок 3 дня на все время ремонта в ваше временное безвозмездное пользование, за исключением товаров длительного пользования, перечень которых также закреплен на законодательном уровне.

Выводы:

  1. Отношения продавца и покупателя регламентируются ФЗ «О защите прав потребителя».
  2. Некачественный товар — это товар, в котором покупатель обнаружил один или несколько недостатков.
  3. Права потребителя при обнаружении в купленном товаре недостатков закреплены в ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей».
  4. Отсутствие чека не является прямым основанием для отказа в удовлетворении требований продавца или в приеме претензии.
  5. Вернуть товар продавцу, в том числе и без недостатков, можно в течение 15 дней (14 дней не считая дня покупки).
  6. Продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества, при этом потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы.
  7. Для удовлетворения требований потребителя законом предоставлены продавцу определенные сроки.
  8. Претензия составляется в письменной форме, в ней покупатель предъявляет свои требования продавцу, описывает недостатки товара.
  9. При неудовлетворении требований покупателя, он может обратиться в суд.

Возможность возврата некачественного товара без чека

В случае выявления брака после утери чека покупатель все равно имеет возможность обратиться к продавцу с требованием о возврате денег или замене товара на качественный. Чтобы доказать факт приобретения товара, покупатель может воспользоваться оставшейся упаковкой, технической документацией с отметками магазина или свидетельскими показаниями.

Если же товар приобретался в одиночку, то можно попросить администрацию торговой точки дать возможность просмотреть записи с видеокамер, которые находятся во многих магазинах прямо перед кассой. Если вы будете настойчивым и покажете продавцу своё знание закона, он будет вынужден пойти навстречу и согласиться с возвратом денег за некачественный товар.

Если вернуть бракованный товар мирным путём не получается, покупателю следует составить исковое заявление, которое подаётся:

  • по месту фактического или юридического адреса магазина;
  • по месту жительства ИП;
  • по месту постоянного или фактического жительства потребителя.

Подготовить иск нужно в нескольких экземплярах с учётом общего количества участников процесса. Оригинал должен получить суд, а свои копии – ответчики (если их несколько). Себе потребитель тоже должен оставить копию.

Бояться обращения в суд не следует, так как в большинстве случаев судебная инстанция занимает сторону потребителя и принимает решение в его пользу.

Если же обратиться за помощью к опытным юристам нашей компании, то можно быть уверенным в правильности составления и подготовки всех документов, а также самого искового заявления. Юрист сможет представлять ваши интересы в суде, в результате чего вы, скорее всего, выиграете дело и вернете деньги за товар ненадлежащего качества.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector