Коллекторы и судебные приставы

Законодательные рамки и тенденции развития коллекторства

Прежде чем перейти к описанию основных тенденций и необычных форматов взаимодействия коллекторов и приставов в будущем, отметим, какие законодательные и иные факторы будут влиять на развитие ситуации. В отношении коллекторства необходимо учитывать следующее.

  1. Законодательное урегулирование коллекторской деятельности продолжит развиваться, что повлечет появление большего количества агентств различных видов, в том числе с иностранным капиталом.

В настоящее время уже есть два отличающихся законопроекта о регулировании взыскания просроченной задолженности. Один из них подготовлен Минэкономразвития России, а другой, хотя и подготовлен позже, уже внесен в Государственную Думу депутатом Анатолием Аксаковым.

  1. Будет усиливаться дифференциация направлений коллекторской деятельности, разделение коллекторства на корпоративное (т.е. взыскание задолженности юридических лиц) и розничное (т.е. взыскание задолженности физических лиц по кредитам банков, коммунальное, телекоммуникационное коллекторство и др.). При этом основные законодательные ограничения будут касаться только взыскания задолженности по кредитам банков.
  2. Коллекторские процедуры как расширенный претензионный порядок разрешения долговых споров будут все больше интегрироваться в практику деятельности кредиторов, медиаторов, третейских судов.
  3. Развитие российской модели коллекторства характеризуется готовностью к преодолению несовершенства правовых механизмов взыскания, распространены юридические злоупотребления должников, общий негативный информационный фон.

Проанализируем, как на коллекторстве в России могут сказаться разрабатываемые законодательные ограничения. Появление актуальных в настоящее время законопроектов о регулировании коллекторской деятельности Минэкономразвития и А. Аксакова во многом подготовлено ведущимися уже пять лет дискуссиями по поводу необходимости «легализации» и ограничения практики профессионального взыскания долгов.

При этом в проекте А. Аксакова видна ранее отсутствовавшая направленность на своего рода защиту граждан от коллекторов. Вполне возможно, что этот проект появился в противовес слишком жесткой в части ограничений коллекторов инициативе Минэкономразвития. Различие содержания законопроектов проявляется уже в названии. Проект А.

Аксакова, который раньше начал проходить формальные процедуры, называется «О защите прав и законных интересов физических лиц при взыскании задолженности», а проект Минэкономразвития, который в три раза больше по объему, — «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц». Изначально инициатива ведомства Эльвиры Набиуллиной была более амбициозна.

Если проследить изменение текста министерского законопроекта, то сначала там не было привязки только к досудебному взысканию и сфокусированности на регламентации взыскания с физических лиц, но после всех доработок сохранились более жесткие, чем в проекте А. Аксакова, требования к коллекторским агентствам и их саморегулируемым объединениям.

Ограничение сферы регулирования внесудебным взысканием задолженности граждан вполне естественно.

Дело в том, что основная критика коллекторских агентств со стороны Роспотребнадзора, СМИ и антиколлекторов связана именно с неоднозначной оценкой работы отдельных коллекторов с задолженностью простых людей. Практически отсутствуют жалобы на методы взыскания коллекторскими агентствами долгов организаций, поскольку зачастую такая ситуация воспринимается как проявление борьбы равных субъектов.

Общими для обоих законопроектов моментами являются:

  • большинство уже существующих ограничений (запрет нарушать охраняемую законом тайну, посягать на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство должников и т.д.);
  • необходимость уведомления должника о начале взыскания (заметим, что обязательная письменная форма уведомления в проекте Минэкономразвития вызывает много вопросов), а также сообщения ему достоверной и полной информации;
  • ограничение по времени воздействия (в проекте А. Аксакова запрещено беспокоить должника с 21 до 8 часов, а в проекте Минэкономразвития — с 22 до 6);
  • запрет на передачу информации о долге третьим лицам (работодателю, соседям и т.д.);
  • необходимость для субъекта коллекторской деятельности состоять в саморегулируемой организации (СРО) и застраховать ответственность;
  • запрет кредитору привлекать одновременно двух коллекторов для взыскания одного долга (по проекту А. Аксакова сам кредитор в период работы представителя не вправе предпринимать действия по взысканию задолженности).

Рассматривая содержание проекта закона, предлагаемого Минэкономразвития, сначала обратим внимание на некоторые коллизии.

  1. Не определено, как предлагаемый закон будет влиять на досудебную работу сотрудников юридических фирм, не являющихся субъектами коллекторской деятельности, но действующих на основании доверенности, ведь в ч. 2 ст. 3 проекта устанавливается возможность взыскания просроченной задолженности физического лица только кредитором или субъектом коллекторской деятельности. Также предлагаемый проект, по сути, игнорирует возможность проведения медиации в соответствии с уже действующим Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Может ли медиация в отдельных случаях быть разновидностью деятельности по взысканию просроченной задолженности, законопроект не говорит.
  2. Требование обязательного письменного уведомления о заключении договора на взыскание просроченной задолженности по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку (ч. 2 ст. 4) существенно удорожает процедуру взыскания задолженности, которая в настоящее время в профессиональных коллекторских агентствах обычно начинается с более оперативного и дешевого устного общения по телефону. Вместе с тем неясны последствия неисполнения этой обязанности для конкретного случая. Отметим, что проект А. Аксакова допускает возможность устного уведомления.
  3. Право должника потребовать от взыскателя взаимодействия только в письменной форме (ч. 2 ст. 10 проекта) также делает более дорогим процесс взыскания долгов физических лиц и создает возможности злоупотреблений со стороны должников. Одновременно этот пункт вполне может остаться декларативным, так как в случае спора должник будет обязан доказать, что соответствующее требование было получено взыскателем.

Анализируемый проект ограничивает слишком частое общение с должником по инициативе взыскателя (не более трех раз в сутки и (или) не более двух раз в течение часа). Это ограничение вполне разумно даже с точки зрения эффективности, так как надоедание должнику часто убеждает последнего в наличии морального права не платить в ответ на неэтичные приемы взыскания.

Проект Минэкономразвития закрепляет возможность получения денежных средств от должника коллектором, а не кредитором (подп. 7 ч. 2 ст. 4), в то время как проект А. Аксакова это запрещает, что вполне обоснованно в целях исключения соблазнов для сотрудников коллекторских агентств.

Законопроект Минэкономразвития содержит ст. 13 — «Предоставление информации по запросу профессионального взыскателя», которая, с одной стороны, особого значения не имеет, так как сводится к регулированию получения сведений, в отношении которых не установлен режим какой-либо охраняемой законом тайны, а с другой стороны, может вызвать коллизии.

Предлагаем ознакомиться:  Срок давности по исполнительному производству судебных приставов

Дело в том, что установлен десятидневный срок на ответ и отсутствует информация о плате за предоставление сведений, необходимых для осуществления коллекторской деятельности, которая взимается, например, за поиск информации в Едином государственном реестре юридических лиц и других информационных ресурсах.

Коллекторы и судебные приставы

Весьма необычна ответственность за разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну субъектов коллекторской деятельности (п. 4 ст. 14). Профессиональные взыскатели не вправе передавать сведения и документы, составляющие охраняемую законом тайну и связанные с деятельностью по взысканию проблемной задолженности, в том числе полученные от клиента или созданные в ходе работы, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги.

Разработчики законопроекта Минэкономразвития, возможно по аналогии с американским законом «О добросовестной практике взыскания долгов» (Fair Debt Collection Practices Act), предлагают установить ответственность либо в виде возмещения убытков, либо в виде компенсации в пределах от 1000 до 100000 руб.

по решению суда. В свою очередь, проект А. Аксакова предусматривает возможность применения по решению суда, куда обращается уполномоченный орган исполнительной власти, такой меры ответственности за нарушение прав и законных интересов физических лиц — должников, как ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, допустивших нарушение (п. 2 ст. 13 проекта).

Как уже отмечалось, проект Минэкономразвития намного более подробен, чем проект А. Аксакова, который в части деятельности саморегулируемых организаций коллекторов, по сути, отсылает к общему Федеральному закону от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ). В проекте Минэкономразвития больше половины текста проекта заняла глава V «Государственное регулирование в сфере деятельности профессиональных взыскателей, саморегулируемые организации».

В настоящее время сложно сказать, какой из законопроектов будет принят. В любом случае при появлении закона возможны два сценария, которые различаются в зависимости от роли, выполняемой СРО. В первом сценарии формируется весьма ограниченное количество СРО, которые реально контролируют соблюдение стандартов своими участниками. Во втором создается много СРО (как в строительной отрасли или у арбитражных управляющих).

Требования к коллекторам входящим в государственный реестр

Вступление закона в силу облегчило полиции и прокуратуре работу с коллекторами, которые используют незаконные методы взыскания долгов. Ранее трудно было отнести фирму подобного рода к «плохим» или «хорошим». Сейчас критерием оценки качества и законности деятельности агентства является его присутствие в государственном реестре коллекторов.

В соответствии с законом, коллектор должен отвечать многим требованиям. Например, основным видом деятельности агентства должна быть работа по взысканию долгов. Имущество компании должно быть не менее 10 млн. руб. (берется во внимания величина чистых активов).

Так же предъявлены требования к лицам, занимающимся коллекторской деятельностью. Лица, которые были ранее судимы, не имеют права занимать должность в агентстве.

коллекторы фссп

Основное требование к сотрудникам коллекторского агентства – наличие высшего образования: экономического, финансового либо юридического

В соответствие с новыми правилами, если кредиторы планируют привлекать коллекторов к работе, они обязаны уведомить об этом должника. Коллекторы в свою очередь при контакте с должниками должны сообщить всю информацию о себе.

Повышение эффективности работы службы судебных приставов

Изменения в деятельности Федеральной службы судебных приставов могут быть связаны прежде всего с Долгосрочной программой повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 — 2020 годы) (далее — Программа), которая до сих пор, судя по информации сайта Минюста России, остается в проекте. Этот программный документ учитывает множество факторов, в том числе развитие коллекторской деятельности, распространение практики медиации и т.д.

В Программе рефреном звучит идея о том, что важна мотивация добровольного исполнения судебных актов без применения мер государственного принуждения. Выполнение этой задачи невозможно без PR-технологий, которые приставы и сейчас уже достаточно широко используют (к ним можно отнести действия, вызывающие широкое общественное обсуждение, к примеру арест котов и холодильников, что заставляет должников задуматься о необходимости вовремя погашать долги).

Способствует добровольному исполнению и такая новая технология, как запрет на выезд из РФ. При этом видны сложности в части отражения в Программе конкретных мер по мотивации добровольного исполнения судебных решений, поскольку применение PR или гуманитарных технологий {amp}lt;1{amp}gt; достаточно сложно описать в стилистике нормативного акта.

Кроме ставки на мотивацию должников, в Программе фиксируются следующие важные моменты.

  1. Приставов предлагается перевести в разряд сотрудников правоохранительных органов. Такой шаг ведет к увеличению социальных гарантий для работников ФССП, а значит, может повысить их мотивированность.
  2. Приставов-исполнителей разделят на два вида: а) собственно приставы-исполнители с обязательным высшим юридическим образованием; б) помощники приставов-исполнителей, к которым предъявляются те же требования, что и сейчас (не обязательно высшее юридическое образование), но становятся обязательными для них дополнительные курсы подготовки. Основная идея — квалифицированные приставы не должны тратить время на фактические действия (вручения повесток, проведение описи имущества и т.д.).
  3. Предлагается рассмотреть введение тарифа за исполнительное производство (по аналогии с госпошлиной), чтобы частные взыскатели не обращались с исполнительными листами на небольшие суммы и прилагали усилия для самостоятельного взыскания {amp}lt;2{amp}gt;.
  1. Исполнительное производство по небольшим суммам будет начинаться только тогда, когда сумма за счет штрафов за неисполнение решения суда станет существенной (аналогия с налоговыми пенями и штрафами).
  2. Предлагается убрать возможность возврата и новой подачи исполнительного листа, т.е. взыскателю остается только вариант окончательного отказа от использования процедуры принудительного взыскания.
  3. Статья 315 УК РФ «Неисполнение решения суда» наконец заменит ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей».
  4. Приставам передадут некоторые оперативно-розыскные полномочия.
  5. Появятся новые методы стимуляции к исполнению решения суда: ограничение прав на управление автомобилем и др.
  6. Делопроизводство будет осуществляться в электронном виде (документооборот самого исполнительного производства, обмен информацией с судами, иными государственными органами, нотариусами и т.д.).
  7. Достаточно большое внимание уделяется взаимодействию с коллекторами, но фиксируется основная идея: коллекторы не должны подменять приставов, и частную деятельность по взысканию просроченной задолженности необходимо четко регламентировать и контролировать.

В результате реализации Программы эффективность работы службы судебных приставов должна существенно повыситься, а значит, возможно некоторое уменьшение объемов долгов, передаваемых коллекторским агентствам. Вполне вероятно, что менее востребованной станет услуга по сопровождению исполнительного производства в рамках взыскания долгов граждан и организаций, следовательно, коллекторы все больше будут сосредотачиваться на внесудебном взыскании (прежде всего до обращения в суд) {amp}lt;3{amp}gt;.

Можно сказать, что в будущем может усилиться конкуренция государственного и частного механизма решения долговых проблем, особенно при более тщательном освоении ФССП психологических методик мотивации добровольного исполнения решений судов и соблюдения договорных обязательств.

Предлагаем ознакомиться:  Кострома переоформление квартиры по договору дарения

Действия должника при общении с коллекторами

Как же вести себя должникам, с которыми связались коллекторы:

  • узнать всю необходимую информацию об агентстве;
  • проверить наличие агентства в списке государственного реестра;
  • если данная организация отсутствует, написать жалобу в ФССП;
  • если поведение аккредитованных коллекторов не соответствует закону, так же можно обратиться с жалобой в ФССП;
  • при слишком назойливом поведении коллекторов обратиться в полицию.

Следует отметить, что должник может отказаться от общения с коллекторами. Для этого необходимо подать нотариально заверенное уведомление кредитору или коллекторскому агентству. В таком случае дальнейшее взаимодействие между сторонами ведется через суд. Если судебным органом выносится решение в пользу взыскания долга, дело передается в ФССП, и должнику приходится контактировать уже с приставами.

реестр коллекторов фссп

При общении с коллекторами необходимо избегать конфликтных ситуаций, паники, сохранять спокойствие и не поддаваться моральному прессингу

Форматы взаимодействия коллекторов и приставов

Коллекторы и судебные приставы

Описание форматов взаимодействия приставов и коллекторов начнем с распространенного и в настоящее время сопровождения коллекторскими агентствами исполнительного производства в интересах кредитора. Коллекторские агентства в рамках, определенных действующим законодательством, помогают эффективному прохождению исполнительных процедур.

Законодательной основой для поддержки усилий судебных приставов-исполнителей являются:

  1. право заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее — Закон «Об исполнительном производстве»);
  2. право использовать для розыска по заявлению взыскателя сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности (ч. 11 ст. 65 Закона «Об исполнительном производстве» в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  3. возможность участия в исполнительном производстве понятых (ст. 59 Закона «Об исполнительном производстве»).

Основные виды помощи коллекторских агентств сотрудникам ФССП России:

  • предоставление информации, в том числе за счет привлечения частных детективов;
  • организационное содействие (поиск понятых, их доставка и т.д.);
  • принятие на хранение арестованного имущества.

В будущем некоторые встречающиеся в настоящее время варианты помощи (доставка некоторых запросов и т.д.) могут стать неактуальными из-за совершенствования работы ФССП России, о котором мы писали выше. Также может снизиться коррупционное воздействие на сотрудников службы судебных приставов, которое, к сожалению, пока встречается. Важным фактором для этого может стать распространение новых форматов взаимодействия коллекторов и приставов.

Новым форматом, который может помочь эффективной деятельности государственного и частного механизма защиты нарушенных интересов, являются совместные информационные (PR) кампании, направленные на мотивацию добровольного исполнения решений судов. Роль информационного воздействия в работе коллекторов и приставов постоянно возрастает, а изменения законодательства создают дополнительные возможности для такого рода сотрудничества.

Так, Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 11 ст. 65 Закона «Об исполнительном производстве» была закреплена возможность судебного пристава-исполнителя использовать на безвозмездной основе средства массовой информации для розыска должника-гражданина.

Коллекторы и судебные приставы

Данная норма, усиливающая PR-стратегию ФССП, имеет некоторые, с нашей точки зрения, недостатки:

  • объектами розыска может быть только гражданин-должник или ребенок, но не имущество должника;
  • отсутствует прописанный механизм безвозмездного взаимодействия со СМИ.

Однако даже в таком виде норма весьма ценна, так как позволяет не только найти скрывающегося должника, но и через фиксацию в публичном пространстве наличия за конкретным лицом задолженности дополнительно мотивировать его к исполнению обязательств. Дело в том, что нередко деятельность физических лиц, которые сами по себе или как поручители по корпоративным кредитам оказались обязаны выплатить крупные суммы денег, затрагивает публичную сферу, их личная репутация влияет на кредитные рейтинги компаний, связанных с ними. Появление правильно сформулированной и поданной информации о розыске даст дополнительный толчок для исполнения решения суда.

Роль коллекторских агентств в подобной информационной кампании по розыску должников, обладающих большими финансовыми, административными и прочими ресурсами (можно сказать, WP-должников), может сводиться к помощи во взаимодействии с изданиями или вещательными СМИ, правильной формулировке сообщения с учетом целевой аудитории и т.д.

Дело в том, что специалисты коллекторских агентств как коммерческих, а не государственных структур лучше понимают особенности восприятия информации предпринимателями, к тому же коллекторскому агентству будет проще привлечь профильных специалистов (пиарщиков, психологов) и оплатить их услуги. Более того, пока не налажен механизм взаимодействия приставов и СМИ, именно коллекторские агентства в отдельных ситуациях могут помочь использовать описанное право за счет компенсации СМИ возникающих потерь.

Другим вариантом совместной работы приставов и коллекторов в сфере PR, но уже для взыскания существенного количества небольших по размеру долгов граждан, может стать размещение социальной рекламы. По аналогии с информационными кампаниями ФНС, примерами сотрудничества ГИБДД и страховых компаний могут размещаться рекламные щиты, призывающие помнить о своих долгах и своевременно их погашать. Такого рода воздействие актуально для решения долговых проблем сотовых операторов, управляющих компаний сферы ЖКХ, Ростелекома и др.

Как коллекторы и судебные приставы разыскивают должников

Сотрудничество приставов с коллекторскими агентствами дало бы возможность обеспечить системность информационного воздействия на должников.

Работники коллекторских call-центров могут, к примеру, посредством телефонной связи доводить до должников информацию об опубликовании сведений о задолженности, подобная информация также может отражаться в направляемых им письменных претензиях и т.д.

Способы борьбы с незаконными действиями коллекторов

Отметим, какие действия коллекторов считаются незаконными:

  • распространять данные и информацию о должнике в социальных сетях;
  • звонить должнику более одного раза в неделю, то же требования касается визитов;
  • звонить должнику с номеров, которые не принадлежат агентству, или скрытых номеров;
  • звонить на рабочие номера, наносить визит по месту работы должника;
  • звонить в неположенное время, звонки разрешены с 8.00 до 22.00 в рабочие дни, с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни;
  • контактировать с родственниками и коллегами должника;
  • наносить ущерб имуществу;
  • использовать методы, которые несут угрозу жизни и здоровью должника;
  • оказывать физическое и психологическое воздействие.
Предлагаем ознакомиться:  Договор служебного найма жилого помещения

Законом так же составлен список должников, с которыми запрещено контактировать агентствам. К ним относят следующие группы лиц:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды I группы;
  • недееспособные граждане;
  • люди с ограниченными возможностями;
  • банкроты;
  • должники, проходящие лечение в медицинских учреждениях.
федеральная служба судебных приставов реестр коллекторских агентств

Каким бы статусом ни обладал коллектор, он не наделен полномочиями правоохранительных органов и органов принудительного взыскания задолженности (приставов-исполнителей)

Самый эффективный способ борьбы с коллекторами, которые действуют незаконно — подача жалобы в ФССП, Роскомнадзор, в сложных и тяжелых ситуациях — в прокуратуру.

Жалобу можно подать несколькими способами:

  • позвонить по телефону доверия Федеральной службы судебных приставов — 8(495) 620-65-97;
  • обратиться с письменным заявлением в территориальный орган ФССП по месту регистрации агентства;
  • отправить жалобу электронно на сайте ФССП в разделе «Обращения».

При обращении с жалобой в ФССП необходимо указать суть претензии и по возможности подтвердить заявление документами. При подаче жалобы электронно лучше указать территориальный орган, так заявление будет рассмотрено быстрее.

Претензия будет проходить регистрацию в течение 3-х дней, а потом рассматриваться в течение 30 дней. Следует учитывать, что при возникновении дополнительных обстоятельств, срок может быть продлен.

Ели после рассмотрения жалобы будут найдены нарушения в деятельности агентства, то в зависимости от тяжести нарушения к коллекторам будут применены следующие меры наказания:

  • выдвинуты требования по устранению нарушения;
  • наложен штраф физическому лицу (5-10 тыс. руб.), должностному лицу (10-20 тыс. руб.), юридическому лицу (20-100 тыс. руб.);
  • в худшем случае агентство исключат из государственного реестра коллекторов.

Если же нанесен вред имуществу должника, его здоровью или поступают угрозы со стороны работников агентства, необходимо обратиться в прокуратуру.

При нарушении требований по передаче персональных данных с жалобой нужно обращаться в Роскомнадзор. Такую жалобу можно подать так же в электронном виде на сайте Роскомнадзора в разделе «Обращение граждан».

Если жалоба составлена верно и грамотно, это поможет снизить активность коллекторов и полностью исключить их натиск.

Инструменты для мотивации приставов и сдерживания злоупотреблений

По мнению взыскателей, часто важной проблемой является не отсутствие необходимых для эффективной работы полномочий, а низкая мотивированность конкретных приставов-исполнителей к достижению необходимых результатов. Как мы уже отмечали, ситуация может поменяться за счет изменения статуса приставов-исполнителей и снижения нагрузки на них. Однако актуальность непротивоправной мотивации приставов к эффективному исполнению своих обязанностей, по нашему мнению, сохранится.

В настоящее время при столкновении со злоупотреблениями судебных приставов-исполнителей взыскатель может выбрать один из следующих способов реагирования:

  • жалоба вышестоящему руководителю службы судебных приставов вплоть до главного судебного пристава РФ (ст. 123 Закона «Об исполнительном производстве»);
  • заявление об оспаривании действий или бездействия судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд или суд общей юрисдикции (ст. 128 Закона «Об исполнительном производстве»);
  • жалоба в прокуратуру для реагирования в порядке надзора за исполнением законов (ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ»);
  • заявление в порядке ст. 144 УПК РФ о возможном совершении должностного преступления: злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), вымогательстве взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ).

Использование одного из предложенных вариантов воздействия на приставов не исключает в дальнейшем или параллельно перехода к другим способам защиты нарушенных прав. Естественно, каждый из описанных инструментов влияния может применяться при наличии определенных условий. Вместе с тем ситуации, порождающие жалобы в порядке подчиненности, судебное обжалование и обращение в прокуратуру, часто бывают практически одинаковыми.

Действенность описанных механизмов противодействия злоупотреблениям у практиков часто вызывает вопросы, так как из-за большого количества разнообразных жалоб у конкретных сотрудников ФССП России иногда вырабатывается своего рода иммунитет (одной жалобой больше, одной меньше — все равно жалуются постоянно, а оправдание в виде чрезмерной нагрузки и низкой заработной платы по-прежнему остается). Такое положение дел требует поиска новых подходов к мотивации приставов и сдерживанию их злоупотреблений.

В основе нового подхода лежит возможность организации информационного (PR) сопровождения исполнительного производства.

Сразу отметим, что PR-сопровождение вполне может помочь самим приставам-исполнителям обосновать, почему они более активно начали работать по каким-то конкретным исполнительным листам. Также вынужденно появляющиеся в рамках информационного сопровождения тексты (к примеру, пресс-релизы) могут дополнительно демонстрировать неизбежность неблагоприятных последствий для должников, которые по каким-то причинам, в том числе коррупционным, начали думать, что смогут избежать принудительного взыскания задолженности.

С течением времени алгоритм PR-сопровождения исполнительного производства может совершенствоваться и усложняться. Например, объединения коллекторов и юристов могут вести постоянные рейтинги отделов службы судебных приставов, которые будут фиксировать успехи и недостатки в процессе принудительного исполнения судебных решений.

Пока не хватает своего рода прецедента, т.е. запуска пилотного проекта и объяснения, как общественный контроль может мотивировать отдельных нерадивых приставов через привлечение к их работе внимания СМИ.

Рейтинг целесообразно составлять в крупных городах, где сосредоточено много кредиторов, профессиональных юридических и коллекторских организаций. Естественно, он должен пройти тщательную юридическую экспертизу, чтобы избежать претензий в части распространения недостоверных порочащих сведений (например, информация без четких доказательств может представляться как мнение, что исключает проверку ее на соответствие), действительно быть прозрачным и проверяемым.

Позитивное влияние рейтинг отделов ФССП может оказать, если будет постоянно обновляться в Интернете и если на него будут ссылаться журналисты. По сути, рейтинг может заменить общественный контроль над деятельностью государственной системы исполнения решений судов, который сейчас осуществляется в виде общественных советов при территориальных органах ФССП России.

Заключение

Таким образом, реестр коллекторов ведет ФССП. На сайте органа можно проверить лицензию коллекторского агентства, а также подать жалобу при возникновении нарушений со стороны компании.

В жизни любого человека могут появиться проблемы, любой из нас может превратиться в должника. Если вам придется общаться с коллекторами, необходимо понимать свои права и возможности кредиторов и коллекторских агентств. Так вы сможете принять правильные решения и обезопасить себя, свой дом и своих родных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector