Юридическая техника Кодификация и правила ее проведения.

Отметим, что технико-юридические правила кодификации

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Поскольку по ϲʙᴏей сути кодификация относится к правотворчеству и исключительно (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила се проведения в большей мере входят в правотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, кᴏᴛᴏᴩые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7). Уточним их применительно к кодификационной работе:

  • ϶ᴛᴏ очень сложная и высокозатратная работа. По϶ᴛᴏму она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;
  • создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, кᴏᴛᴏᴩая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;
  • план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;
  • необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;
  • важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;
  • важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;
  • необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда ϶ᴛᴏ целесообразно и тем более если пробудут негативные явления, связанные с ее отсутствием.
  • следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, кᴏᴛᴏᴩые могут сказаться на действии будущего кодекса.
  • важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписании, кᴏᴛᴏᴩые войдут в кодекс. Важно заметить, что одним из важных моментов будет решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.
  • нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, кᴏᴛᴏᴩые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Кстати, эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;
  • самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесьтрадиционно не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании ϶ᴛᴏй сферы общественных отношений. Важно заметить, что одному человеку ϶ᴛᴏ, конечно, не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, кᴏᴛᴏᴩое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;
  • текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;
  • после ϶ᴛᴏго проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);
  • далее проекту — кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;
  • обычно проводится отраслевая кодификация. При этом может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. Сегодня в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не могут быть использованы.
Предлагаем ознакомиться:  Неисполнение обязательств по договору - ответственность сторон по ГК РФ за ненадлежащее исполнение
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector